Практикум по русскому языку. 9 класс. Львова С.И.

Практикум для учеников 9 класса продолжает серию пособий по русскому языку для 5, 6, 7, 8 классов и включает главы «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи», а также «Приложение» с ответами к сложным заданиям и словариком. Упражнения, данные под рубриками «Учимся слушать», «Учимся говорить», «Учимся писать», «Диктант без ошибок», «Проведём наблюдение», «Работаем в Интернете» и др., помогут развить у учеников основные коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности.

Формат: pdf

Практикум по русскому языку. 9 класс. Львова С.И.

Орфография

Цель: повторить и обобщить изученные орфограммы в написании существительных, прилагательных, наречий, находить и исправлять ошибки в написании сложных слов; повторить и углубить знания учащихся об употребления префиксов с-, с-, роз-, без-, пре-, при-, при — и апострофа перед буквами я, ю, есть, й; развивать память, умение школьников сравнивать, анализировать; воспитывать чувство любви к родному слову.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, проектор, раздаточный материал, таблицы «Правописание сложных слов», «Правописание частиц с полнозначными словам», «Употребление префиксов из- (с-), роз-, без-», «Употребление префиксов пре-, при-, при-» (их содержание —в конспекте урока).

Ход урока

Организационный этап.
Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учения.

Обобщение и систематизация знаний(компетентность продуктивной творческой деятельности).

«Мозговой штурм».

— Что изучает орфография? Что такое орфограмма?

Таблицы спроектированы на доску.

Правописание сложных слов

Пишем вместе

Пишем через дефис

1. Слова, образованные от придаточных словосочетаний (в которых от одного к другому слову можно задать вопрос): новостройка, восточно-славянский.

1. Слова, образованные сочетанием независимых слов (между ними можно поставить союз и): литературный (речевой и литературный).

2. Слова с первыми частями авиа-, авто-, агро-, водо-, кино-, макро-, микро-, супер-, теле-, фото — и под.: киноискусство.

2. Слова с первой частью вице-, экс-, лейб-, макси-, обер-, военно-, военно-: мини-футбол. Исключение: военнопленный.

Пишем вместе

Пишем через дефис

3. Прилагательные, в которых первым компонентом выступает наречие: глухонемой, хитроумный.

3. Прилагательные, обозначающие сочетания вкусов, цветов или оттенки цветов: светло-зеленый, кисло-сладкий.

Исключения: оранжевый.

4. Слова, образованные сочетанием тех же слов, синонимических слов, слов с тем же корнем: белый-белый, исподтишка, более-менее, отец-мать, большое-пребольшое.

Но: конец концом, чин образом, сама уединением.

5. Слова, в которых первое слово подчеркивает определенную примету или особенность предмета, явления, названного вторым словом: стоп-кран.

Правописание частиц с полнозначными словами

Пишем вместе

Пишем через дефис

Пишем раздельно

Доли абы -, де -, — сь, — ся, что -, как -, Ани -: немало, ежедневно.

1. Частицы казна -, как знать -, любой, нибудь -: любой, какой-нибудь.

2. Доли -потому-то, -вот, -ка, -таки,если они стоят непосредственно после слова, с которыми связаны по смыслу: все-таки.

1. Другие доли, в частности Б( Б), ж (Ж), то (указательная), хотя бы, разве же,

2. Если между частицей и словом, которого она касается, стоит другая частица или предлог, то все три слова пишем отдельно.

Распределительный диктант (компетентность саморазвития и самообразования).

— Запишите слова в две колонки: те, которые надо писать вместе; те, которые надо писать через дефис. Объясните написание.

Повсюду, литературный, босиком, невесть где, северо-восточный, оранжевый, темно-зеленый, краеведческий, осенью, далеко-далеко, более-менее, черноземный, белозубый, шестизначный, лен-долгунец, полдороги, пол-Одессы, по-хозяйски, пунцовый, любой, испокон веков, бог весть какой, физико-математический, абы какой, невесть какой.

Орфографический практикум.

— Запишите наречия и наречия сопряжения, сняв черту. Объясните орфограммы.

Без/ума, без/остановки, без/сомнения, без/конца/края, на/счастье, на/зло, по сути, из/от/всюду, в/конце/концов, день/в/день, время/годы, всего/на/всего, давным/давно, к/известна, в/в-шестых, к/строя, к/душе, по/тихоньку, ген/ген, год/в/год.

Работа с таблицами «употребление префиксов с- (с-), роз -, без»«,» употребление префиксов пре -, при -, при»».

Употребление префиксов с — (с -), роз -, без-

Сказать, сфотографировать, ссадить, сшить

Префиксы роз -, Без-всегда пишем с буквой з

Рассказать, безопасный

Употребление префиксов пре-, при-, при-

Пишем пре-

Пишем при-

Пишем при-

1. В прилагательных и наречиях для выражения наивысшей степени признака (премудрый, прескверно).

2. В словах презрение, презрительный, преподобный, престол, преосвященный.

1. Преимущественно в глаголах, означающих приближение, присоединение к чему-то, неполноту действия или признаки (приехать, присесть). А также в производных от них (прибытие, приклеенный).

2. В прилагательных и существительных, означающих нахождение возле чего-то (пограничный, пригорок).

В словах фамилия, прозвище, пропасть.

Упражнение «Я — редактор» (компетентность саморазвития и самообразования).

— Подчеркните слова, которые написано неправильно. Исправить ошибки.

Сфотографировать, склонить, расспросить, безопасный, схитрить, расшатать, приклеить, преширокий, предобрый, прилепить, поздравить, спросить, рассаживать.

— Сегодня на уроке мы должны повторить правила употребления апострофа перед буквами я, ю, е, и

Учащиеся рассказывают правила употребления апострофа и приводят примеры.

Орфографический практикум.

— Спишите слова, ставя, где нужно, апостроф.

Пол..юрты, пол..Ялты, торф..деревянный, интервью..ю, инфекция, играл..юра, черв..как, пол..ящика, обезьян..ячий, пол..яблоки.

Работа в парах (компетентность продуктивной творческой деятельности).

— В каждом слове обозначь орфограмму. Подберите и запишите 2-3 слова с этой орфограммой.

Образец: знания-ветви, зелья.

Распрекрасный, рассказывать, безопасный, стереть, светло-зеленый, где, прибрежный, пропасть, морковный, пять.

Итоги.

Беседа.

— Довольны ли вы итогами своей работы?

— Улучшились ли ваши знания?

— Что было интересного на уроке?

— Достигли ли поставленных целей?

— Что нужно повторить, выучить?

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Повторить изученное о правописании сложных слов.
Написать сочинение-миниатюру (7-8 предложений) на тему «Хорошо там жить, где умеют дружить», используя сложные наречия и прилагательные.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов