
Практикум для учеников 9 класса продолжает серию пособий по русскому языку для 5, 6, 7, 8 классов и включает главы «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи», а также «Приложение» с ответами к сложным заданиям и словариком. Упражнения, данные под рубриками «Учимся слушать», «Учимся говорить», «Учимся писать», «Диктант без ошибок», «Проведём наблюдение», «Работаем в Интернете» и др., помогут развить у учеников основные коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности.
Формат: pdf
Орфография
Цель: повторить и обобщить изученные орфограммы в написании существительных, прилагательных, наречий, находить и исправлять ошибки в написании сложных слов; повторить и углубить знания учащихся об употребления префиксов с-, с-, роз-, без-, пре-, при-, при — и апострофа перед буквами я, ю, есть, й; развивать память, умение школьников сравнивать, анализировать; воспитывать чувство любви к родному слову.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний (формирование языковой компетенции).
Средства обучения: учебник, проектор, раздаточный материал, таблицы «Правописание сложных слов», «Правописание частиц с полнозначными словам», «Употребление префиксов из- (с-), роз-, без-», «Употребление префиксов пре-, при-, при-» (их содержание —в конспекте урока).
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учения.
Обобщение и систематизация знаний(компетентность продуктивной творческой деятельности).
«Мозговой штурм».
— Что изучает орфография? Что такое орфограмма?
Таблицы спроектированы на доску.
Правописание сложных слов
Пишем вместе
Пишем через дефис
1. Слова, образованные от придаточных словосочетаний (в которых от одного к другому слову можно задать вопрос): новостройка, восточно-славянский.
1. Слова, образованные сочетанием независимых слов (между ними можно поставить союз и): литературный (речевой и литературный).
2. Слова с первыми частями авиа-, авто-, агро-, водо-, кино-, макро-, микро-, супер-, теле-, фото — и под.: киноискусство.
2. Слова с первой частью вице-, экс-, лейб-, макси-, обер-, военно-, военно-: мини-футбол. Исключение: военнопленный.
Пишем вместе
Пишем через дефис
3. Прилагательные, в которых первым компонентом выступает наречие: глухонемой, хитроумный.
3. Прилагательные, обозначающие сочетания вкусов, цветов или оттенки цветов: светло-зеленый, кисло-сладкий.
Исключения: оранжевый.
4. Слова, образованные сочетанием тех же слов, синонимических слов, слов с тем же корнем: белый-белый, исподтишка, более-менее, отец-мать, большое-пребольшое.
Но: конец концом, чин образом, сама уединением.
5. Слова, в которых первое слово подчеркивает определенную примету или особенность предмета, явления, названного вторым словом: стоп-кран.
Правописание частиц с полнозначными словами
Пишем вместе
Пишем через дефис
Пишем раздельно
Доли абы -, де -, — сь, — ся, что -, как -, Ани -: немало, ежедневно.
1. Частицы казна -, как знать -, любой, нибудь -: любой, какой-нибудь.
2. Доли -потому-то, -вот, -ка, -таки,если они стоят непосредственно после слова, с которыми связаны по смыслу: все-таки.
1. Другие доли, в частности Б( Б), ж (Ж), то (указательная), хотя бы, разве же,
2. Если между частицей и словом, которого она касается, стоит другая частица или предлог, то все три слова пишем отдельно.
Распределительный диктант (компетентность саморазвития и самообразования).
— Запишите слова в две колонки: те, которые надо писать вместе; те, которые надо писать через дефис. Объясните написание.
Повсюду, литературный, босиком, невесть где, северо-восточный, оранжевый, темно-зеленый, краеведческий, осенью, далеко-далеко, более-менее, черноземный, белозубый, шестизначный, лен-долгунец, полдороги, пол-Одессы, по-хозяйски, пунцовый, любой, испокон веков, бог весть какой, физико-математический, абы какой, невесть какой.
Орфографический практикум.
— Запишите наречия и наречия сопряжения, сняв черту. Объясните орфограммы.
Без/ума, без/остановки, без/сомнения, без/конца/края, на/счастье, на/зло, по сути, из/от/всюду, в/конце/концов, день/в/день, время/годы, всего/на/всего, давным/давно, к/известна, в/в-шестых, к/строя, к/душе, по/тихоньку, ген/ген, год/в/год.
Работа с таблицами «употребление префиксов с- (с-), роз -, без»«,» употребление префиксов пре -, при -, при»».
Употребление префиксов с — (с -), роз -, без-
Сказать, сфотографировать, ссадить, сшить
Префиксы роз -, Без-всегда пишем с буквой з
Рассказать, безопасный
Употребление префиксов пре-, при-, при-
Пишем пре-
Пишем при-
Пишем при-
1. В прилагательных и наречиях для выражения наивысшей степени признака (премудрый, прескверно).
2. В словах презрение, презрительный, преподобный, престол, преосвященный.
1. Преимущественно в глаголах, означающих приближение, присоединение к чему-то, неполноту действия или признаки (приехать, присесть). А также в производных от них (прибытие, приклеенный).
2. В прилагательных и существительных, означающих нахождение возле чего-то (пограничный, пригорок).
В словах фамилия, прозвище, пропасть.
Упражнение «Я — редактор» (компетентность саморазвития и самообразования).
— Подчеркните слова, которые написано неправильно. Исправить ошибки.
Сфотографировать, склонить, расспросить, безопасный, схитрить, расшатать, приклеить, преширокий, предобрый, прилепить, поздравить, спросить, рассаживать.
— Сегодня на уроке мы должны повторить правила употребления апострофа перед буквами я, ю, е, и
Учащиеся рассказывают правила употребления апострофа и приводят примеры.
Орфографический практикум.
— Спишите слова, ставя, где нужно, апостроф.
Пол..юрты, пол..Ялты, торф..деревянный, интервью..ю, инфекция, играл..юра, черв..как, пол..ящика, обезьян..ячий, пол..яблоки.
Работа в парах (компетентность продуктивной творческой деятельности).
— В каждом слове обозначь орфограмму. Подберите и запишите 2-3 слова с этой орфограммой.
Образец: знания-ветви, зелья.
Распрекрасный, рассказывать, безопасный, стереть, светло-зеленый, где, прибрежный, пропасть, морковный, пять.
Итоги.
Беседа.
— Довольны ли вы итогами своей работы?
— Улучшились ли ваши знания?
— Что было интересного на уроке?
— Достигли ли поставленных целей?
— Что нужно повторить, выучить?
Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.
Повторить изученное о правописании сложных слов.
Написать сочинение-миниатюру (7-8 предложений) на тему «Хорошо там жить, где умеют дружить», используя сложные наречия и прилагательные.
Предложения интернет-магазинов