Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Рабочая тетрадь адресована ученикам, которые сталкиваются с разными по степени и характеру трудностями при усвоении материала учебника. Различные дифференцированные задания помогут каждому учащемуся с увлечением осваивать новый материал и применять полученные знания на практике. Выполнение заданий способствует количественному и качественному обогащению словарного запаса школьников, систематическому развитию речи в актуальной для девятиклассников форме.

Рабочая тетрадь.Часть 2.  Формат: pdf

Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Разделительные знаки (тире)

Цель: актуализировать сведения об употреблении тире в различных синтаксических конструкциях уметь обосновывать употребление тире в бессоюзном сложном предложении, акцентировать внимание на стилистической роли и интонации этого предложения; развивать и совершенствовать навыки грамотного письма, культуру связной устной и письменной речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, дидактический материал (предложения на карточках), таблица «Тире между частями бессоюзного сложного предложения», фонограмма с записью звучания вьюги, мультимедийные средства, образец сочинения-миниатюры (их содержание —в конспекте урока).

Ход урока

Организационный этап.

Создание эмоционально-позитивного фона.

Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

III. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков.

Пунктуационная разминка (на мультимедийной доске).

— Прочитайте предложения, кратко обоснуй употребление тире в различных синтаксических конструкциях.

Ситуативная задача.

— Представьте себя в роли учителя. Вспомните и расскажите своим одноклассникам о бессоюзные сложные предложения с однородными (однотипными) и неоднородными (разнотипными) частями, смысловые отношения между ними.

Восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала.

Работа с таблицей «Тире между частями бессоюзного сложного предложения».

Тире между частями бессоюзного сложного предложения

3. В первой части указывается на условие действия, о котором говорится во второй части

Любишь кататься-люби и саночки возить.

Длительная пауза, слова со смысловым значением выделяются ударением

4. Вторая часть выражает следствие или вывод из того, о чем говорится в первой

В поэтическом языке сопоставленные конструкции приобретают значение образного параллелизма. Например: Не русалочка бродит — то девушка ходит.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления помогают построить стилистическую фигуру — антитезу. Они являются средством экспрессии. Например: В мужика землянка сырая — в господина хата на помосте.

Выполнение упражнений учебного и экспериментального характера.

Наблюдение. Выразительное чтение.

— Объясните употребление тире в бессоюзных сложных предложениях, установите связи между их частями. Выразительно прочитайте, соблюдая должной интонации.

На зеленой траве белые чайки сидят — белые свечи горят на тарелках кувшинок.
Перемелется беда — добро будет.
Не посей — не уродит.
Получишь образование — увидишь больше мира.
Глянешь на небо — небо высокое, глянешь на облака — облака летят.
Шли дни-брат не возвращался.
Нет моего миленького — не с кем разговаривать.

— Как вы понимаете содержание третьего и четвертого предложений?

Исследования-конструирование.

— Перестройте предложения на сложноподчиненные. Запишите. Поставьте знаки препинания.

Прошедшие дожди сотрясают серебряные слезы зелени Виты..
Посеешь вовремя родит обильно.
Женщины пели на далеком поле плыли в голубых небесах песни.
Ласточки низко летают дождь обещают.
Забудешь родной край — тебе твой корень усохнет.
Не бойся — я обороню тебя….

— Содержание предложений (бессоюзных или сложноподчиненных) будет выразительнее?

— Почему именно бессоюзные предложения употребляются в пословицах? Какова их роль?

Практикум — синтаксический разбор.

Задание на выбор.

-продолжите предложение.

Гром гремит — …
Любите книгу — …
Взгляните —…
Прошла гроза — …
Пошел дождь мелкий и тихий — …
Неожиданно прозвучала команда …

составление произведения-миниатюры «пир метели».

— Составьте высказывание на тему «Пир вьюги», обязательно включив в него бессоюзные предложения с тире.

Задание можно выполнять под фонограмму с записью звучания вьюги.

Беседа.

— Какие предложения можно использовать, чтобы показать интенсивность изменений в природе, когда начинается метель? (Бессоюзные предложения).

— Какие члены предложения следует использовать в художественном стиле, чтобы картина была динамичной, выразительной? (Однородные члены предложения, то есть амплификацию).

— Для чего используют обобщающие слова при однородных членах предложения? (Для достижения большей выразительности).

— Как придать произведению эмоциональности, образности? (Использовать обособленные члены, художественные средства).

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

— Какова роль зрительных образов в вашем сочинении и слуховых в музыкальной записи? (Создают гармоничную картину окружающего мира, тревожного, сурового; сочетается холод слов и звуков). Материал для учителя.

Синестезия — одновременное возникновение двух ощущений различной модальности. Например, музыка или прикосновение ароматов, тепло/холод цветов и звуков, вкус слов…

Интерактивное упражнение «Микрофон».

— Что удалось на уроке, а что — нет?

— Оправдалось ли ожидание от урока?

VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Дифференцированные задачи.

Проработать теоретический материал учебника.
Выписать из хрестоматии литературы 8 без связующих предложений с тире.
Составить произведение-миниатюру «фантазии облаков».

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.