Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Тростенцовой Л.А. и др. — Ефремова Е.А.

Рабочая тетрадь входит в комплект, тематически связанный с учебниками Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5—9 классы)».
Представленная система заданий и упражнений опирается на схемы и таблицы, дифференцируется на базовые задания, задания повышенного уровня сложности, дополнительные, контролирующие и итоговые. Многие из них с элементами творчества.

Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Тростенцовой Л.А. и др.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в таком предложении

Цель: научить учащихся различать по характеру взаимосвязей главную и подрядной части с последовательной, однородной, неоднородной и смешанным подчинением; формировать умение схематично изображать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными в виде схем, осуществлять синтаксический разбор предложения этого типа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Фронтальная беседа по вопросам.

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?
На какие типы разделяют сложноподчиненные с подрядными обстоятельственными?
Или может в состав сложноподчиненных предложений входить более двух подрядных частей?

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Наблюдение с элементами анализа.

— В ответьте.

1 И память будет жить, пока будет мир.

2 Наверное, теряли почтальоны, потому что не было ответов.

3 Писал, что всегда она будет для него.

4 Написан он был с таким чувством, что Наденька

Изучение нового материала.

Материал для учителя.

Сложноподчиненные предложения с несколькими подрядными разделяют на четыре разновидности:

сложноподчиненные с однородной супідрядністю;
сложноподчиненные с неоднородной супідрядністю;
сложноподчиненные с последовательной подчинением;
сложноподчиненные смешанного типа.

Однородное соподчинение. В сложноподчиненном предложении с однородной сверхрядностью два и более придаточных одного вида одинаково зависят от того же слова главного предложения и отвечают на один вопрос.

В этом предложении две подрядные объяснительные части касаются глагола-сказуемого расскажи в головной части.

Между однородными придаточными частями, соединенными единичным сочинительным союзом или, либо, да (в значении и), и(и), запятая не ставится.

Когда песни моего края плывут в родных голосах, мне кажется, что собираю целебные травы я в щелочах.

(Когда), [ ], (что).

(1-е предложение-придаточное времени, 2-е предложение-главное, 3-е предложение-придаточное объяснительное).

Сколько бы не суждено страдать,

Все равно благословлю всегда День, когда меня делала мать

Для жизни, для счастья, для беды.

(Сколько), [ ], (когда).

(Первая подрядная часть поясняет в главном предложении сказуемое благословлю, а вторая подрядная — приложение день. Такое неоднородное соподчинение, при которой подрядная часть объясняет разные члены главного предложения, называют параллельным подчинением).

Эти подрядные имеют название подрядные первой степени, придаточные второй степени.

[ ], (чтобы), (как).

Смешанный тип. В сложноподчиненном предложении смешанного типа наряду имеется однородная, неоднородная соподчиненность, последовательное подчинение.

Например:

Лишние слова появляются в речи тогда, когда то, о чем мы говорим, еще не до конца нами осмысленно, когда предмет разговора знаком нам мало, потому что мы не имеем времени задуматься над тем, что мы говорим или пишем.

[…], (когда…, (жалеть…)…), (когда…), (ибо…), (что…).

— Начертите схему поданного предложения.

Люблю, когда заря кровли золотит, когда рассветное пение птички кругом разносят, когда от моря зрение освобождается лазурь.

Ответ.
Диктант-самопроверка.

— Спишите предложение. Подчеркните члены предложения. Начертите схему предложения.

Предложение сложное, союзное, сложноподчиненное смешанного типа.

[… ], (что…), (какая…), (какая…), (что…).

Самостоятельное применение учениками знаний.

Выборочно-распределительный диктант.

Среди множества книг, с которыми имеет дело история мировой литературы, одиночно выделяются те, что впитали в себя науку веков и имеют для народа значение заветное.
Босыми, потрескавшимися ногами Екатерина шла землей, которую пахала и засевала, жала и обшаровывала тяжелой щербатою сапой, которую любила и проклинала, потому что другого выбора у нее не было.
Общность языка и обычаев всегда была теми узлами, которые связывали наш народ, когда он был искусственно разделен государственными границами.
Фундаментальные мировоззренческие понятия, идеи и нормы, которыми живет человеческое общество, которыми регулируются стремления и отношения всех людей на земле, жизни отдельных народов, общины, семьи, отдельного человека, называют морально-этическими ценностями.

— Определите, какое предложение является «лишним». Объясните почему.

Учитель обращает внимание учеников на еще один вид подчинения— комбинированное (или смешанное) подчинением.

(Лишним является второе сложноподчиненное предложение, в котором соединены однородным подчинением с последовательной).

Творческое наблюдение.

— Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильной интонации сложноподчиненных предложений. Определите сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, определите вид подчинения. Начертите схемы.

… Среди литераторов случаются такие, без которых их эпоха могла спокойно обойтись, ничего существенного не потеряв. А есть такие, что становятся выразителями своего времени, живыми нервами его драм и борень, воссоздающими в себе самый дух эпохи, чье творчество становится словно долей нашего бытия, долей воздуха. Симоненко такого типа поэт. По таким читатель выверяет свои эмоции, свои заветные думы (По А. Гончаром).

Творческое конструирование.

Работа в парах.

— Распространите главную часть двумя подчиненными так, чтобы образовались сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.

Образец.

Добро это прежде всего счастье всех людей…

А Добро, что нас окружает, — это прежде всего счастье всех людей, какое ценное за все (сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением).

Бы Добро, что состоит из многих факторов, зарождается в детстве, — это прежде всего счастье всех людей (сложноподчиненное предложение с однородным подчинением).

В Самая большая цель жизни заключается в том, чтобы делать добро другим, потому что добро это прежде всего счастье всех людей (сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением).

Большая цель добра начинается с малого.
Мудрость-это ум, совмещенный с добротой.
Нет необходимости ненавидеть другие народы.
Основой жизни является постоянный обмен между организмом и окружающей средой.
Упражнение «Незаконченное предложение».

— На уроке самым сложным было…

— Я научил (а)ся…

VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Проработать теоретический материал учебника, выполнить упражнение.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов