Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

В поурочных разработках к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс» представлены конкретные уроки с большим выбором дифференцированных форм работы: словарными диктантами, обобщающими таблицами, контрольными тестами и пр., даны советы и рекомендации, как сделать занятия живыми и необыкновенными, используя уроки-конкурсы, уроки-диспуты, уроки-семинары и уроки-практикумы. В книге обобщён многолетний и успешный опыт творческого педагога.

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Сложные предложения со связующей и бессоюзной связью

Цель: сформировать у учащихся понятие о сложное предложение с различными видами связи; научить девятиклассников выделять основные признаки сложных синтаксических конструкций и структуру их, развивать умение определять сложные предложения со связующей и бессоюзной связью, отличать их от других видов сложных предложений и простых осложненных предложений, строить линейные и графические схемы, сформировать творческие умения восстанавливать сложные синтаксические конструкции в соответствии с коммуникативной задачи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточные карточки, проектор.

Ход урока

Организационный этап.

Определение эмоциональной готовности учащихся к уроку.

Установочно-мотивационный этап.

Сообщение темы, цели и задачи урока.

III. Операционно-познавательный этап.

Актуализация и коррекция знаний, умений и навыков.

Лингвистический тренинг

— Прочитайте спроектирован на доске текст. Исследуйте его синтаксическую организацию. Спишите. Выделите части сложных предложений, подчеркнув грамматические основы. Назовите средства связи (интонация, союзы, соединительные слова).

Старая высокая груша стоит на огороде. Бывало, когда она отцветала, все окружающие огороды укрывались ее лепестками. Осенью груша целый месяц без отдыха устилал землю своими небольшими желтыми плодами, зимой наполняли дом теплыми ароматами компота.

К моей руке прикасаются капли крови. Нет, это не кровь — это красный цвет фасоли дрожит возле границы. А минуты бегут. их осталось только шесть, и в этот миг скрипят ворота: мой папаша бежит с дядей Яковом к нам, за ним еле успевает тетя Дорка и еще какие-то люди.

— Исследуйте, в каких сложных предложения имеются различные виды связи.

Работа с учебником.

Исследования-анализ.

— Запишите сложные синтаксические конструкции. Выделите средства связи в них. Выясните тип конструкции.

Ручей журчит, роса блестит, и костер горит, и лес ветвями вершин в небесах витает. 2. Смеркается, крылья ночи рассыпали глухую тьму, как будто орел, роняет перо на своем пути. 3. Споткнулась студень, и отступает мрак: пылает костер, полыхает в горах, ласковость материнскую раздает. 4. На свете немало законов, я напомню один: чтобы море не высыхало, нужно много капель. Но в штормовой час, как море бушует гнев, нужна лишняя капля, чтобы получилось оно с берегов.

Синтаксический тренинг.

— Определите грамматические основы в предложениях. Выясните, как сочетаются их части и какие между ними устанавливаются отношения. Начертите схемы предложений.

Вы не сможете долго жить без заснеженных вершин, если увидите мир глазами богов с Олимпа.
Вы стоите на вершине горы, а под ногами проплывают синие облака. 3. Споткнулась студень, и отступает мрак: пылает костер, полыхает в горах, ласковость материнскую раздает.

Поэтическая минута.

— Запишите предложения, объясните употребление знаков препинания. Укажите вид сложных синтаксических конструкций.

— Схеме [ ], [ ], [ ], что ( ) соответствует такая сложная синтаксическая конструкция:

Оказывается, когда им нужда, птицы просто льнут к человеку: они совсем доверяются ей.

Я лучше люблю его, потому что когда дорожишь свободой, топай, брат, как Сковорода, но это уже твоя беда.

Контрольно-рефлексивный этап.

Упражнение «Незаконченное предложение» (компетенция саморазвития и самообразования).

— Мы достигли цели, потому…

— Больше всего трудностей мы испытали, когда…

— Я умею различать союзные и бессоюзные сложные предложения, потому…

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Проработать теоретический материал учебника.
На каждый вид синтаксической конструкции подобрать пример из художественной литературы или составить предложения самостоятельно.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов