Проверочные работы по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой

Книга нужна для промежуточного контроля знаний учащихся по орфографии. Учебник содержит небольшие (выполнение упражнений займет не более 5 минут) проверочные словарные работы по всем темам курса русского языка 9-го класса. Книга поможет не только проверить уровень усвоения учащимися орфографических тем, но также повторить и закрепить изучаемый материал.

Проверочные работы по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf

Проверочные работы по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой

Устное произведение-размышление в публицистическом стиле вещания на общественную тему. Подготовка к устному контрольному произведению

Цель: повторить сведения о публицистическом стиле речи, особенности построения сочинения-размышления, ознакомиться с требованиями к произведениям этого типа; развивать умение подчинять высказывание теме и цели общения; совершенствовать навыки редактировать собственный текст; развивать творческие умения формулировать проблемы, волнующие современную молодежь, критически оценивать факты окружающей действительности.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений (формирование коммуникативной компетенции).

Средства обучения: учебник, дидактический материал, репродукции картин, образцы сочинений-размышлений, таблица «Особенности публицистического стиля речи», памятки «Как составлять произведения на общественную тему в публицистическом стиле».

Эпиграф к уроку:

Человек воспитывается для свободы.

Гегель

Ход урока

Организационный этап.

Обеспечение эмоциональной готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм».

— Какие типы речи вам известны?

— Какие стили речи вы знаете?

— В какой области используется тот или иной стиль речи?

— В каком стиле лучше писать на общественную тему?

III. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Живя в обществе, мы не можем не реагировать на происходящие в стране события. Много новостей узнаем из газет, телевидения, Интернета. В зависимости от своей позиции, выражаем собственное мнение, отношение к услышанному, увиденному. При этом пользуемся общественной лексикой, соответствующим стилем. Наши размышления о событиях общественной жизни зачастую имеют признаки публицистического стиля.

Работа с таблицей «Особенности публицистического стиля речи».

Особенности публицистического стиля речи

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Политика, общественная жизнь, средства массовой информации.

Информация с целью влияния на общественные события.

Общественно-политическая лексика, «высокие слова» и выражения.

Побудительные и восклицательные предложения, распространенные простые предложения, обращения, риторические вопросы.

— Сегодня мы попробуем себя в роли журналистов и напишем сочинение на общественно-политическую тему, то есть такое, что масс общественное значение. К общественно-политическим темам относятся такие, которые касаются жизни нашего общества и политики, государства. Оперативнее всего мы получаем информацию об общественно-политических событиях в нашей стране и за рубежом газет, журналов, радио — и телепередач, с Инте — рнету. Это основные источники для сочинений на общественно-политическую тему.

Эпиграфом к уроку являются слова немецкого философа Гегеля: «Человек воспитывается для свободы».

— Как вы понимаете это выражение?

— Что, по вашему мнению, означает слово «свобода»?

— Являются ли тождественными лексическое значение слов «свобода» и «воля»?

— Свободен ли человек в современном обществе?

Активизация речевой деятельности школьников.

Беседа.

Подумайте и выскажите свои предположения относительно смысла жизни. В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни?

Какие вопросы беспокоят современное общество?

Чему стремится современная молодежь от общества?

Какое место в обществе занимают школьники сегодня? Являетесь ли вы свободными людьми?

Какой тип речи вы использовали при ответе на вопрос? Почему?

Вспомните особенности и структуру написания сочинения-размышления.

Особенности работы над произведением на общественную тему.

Работа над сочинением-размышлением на общественно-политическую тему предполагает выяснение проблем, касающихся жизни и политики нашего государства.
Композиция текста-размышления имеет такие обязательные компоненты, как тезис (основная мысль), доказательства (аргументы), примеры из общественной жизни, вывод. Тезис, как правило, содержится в начале высказывания, однако иногда перед ним еще бывает небольшое вступление.
Характерным для произведений-размышлений является употребление вставных слов (по моему мнению, по-моему, например, скажем) и предложений (я считаю, что …; Я думаю, что …), что служат средствами связи между предложениями и абзацами. Кроме того, для сочинений-рассуждений на общественные темы характерно активное употребление общественной лексики.
Содержательность и убедительность составного произведения-раздумья зависит от умения подобрать, осмыслить самую интересную информацию из газет, журналов, радио — и телепередач и интерпретировать ее в соответствии с выбранной темы сочинения.
Коллективная работа с текстами-образцами. Творческое наблюдение с элементами анализа.

— Прочитайте ученические сочинения. Выполните поданные после них задачи.

Текст № 1

Чем я могу быть полезным моей Украине

Украина… Нежной и ласковой матерью она является для своих сыновей и дочерей. Мы должны любить и уважать свою родную мать Украину, заботиться о ее современном и будущем. Чем же я могу быть полезным для тебя, Украина?

Я горжусь своей Родиной, ее достижениями и выдающимися личностями.

Каждый человек имеет право на свою личную жизнь, которое она должна прожить с достоинством, чтобы будущие поколения помнили нас. Мне не понятно, почему кое-кто стремится жить спокойно, заботясь только о себе. По моему мнению, кому, как не нам, молодому поколению, необходимо беспокоиться о будущем нашего государства, ее развитие; ибо через некоторое время мы станем полноправными гражданами Украины.

Не будь равнодушным к тому, что происходит вокруг!

Я хочу быть честным, достойным человеком, уважать родителей, уважать стариков. На сегодня меня волнует вопрос развития сельского хозяйства, поэтому после окончания школы хочу получить профессию агронома. Именно сельское хозяйство способствует экономическому развитию страны. А надлежащее экономическое развитие страны и позволит гордиться нашей государством среди других стран мира.

Мое поколение должно понимать, что нет земли милее той, где ты родился и живешь.

Мы, дети твои, Украина, уверяем, что отдадим тебе свои знания, умения, потому что нет лучшей земли, чем наша!

Какой темой объединены тексты?
Определите типы речи текстов.
Выясните, освещены ли в текстах темы важные для общества.
Подберите заголовки. Выделите микротемы текстов (составьте план).
Проанализируйте структуру текстов. Соответствуют ли эти тексты требованиям, предъявляемым к работам такого типа?

Работа с памятником «самые распространенные недостатки, которые случаются в устной и письменной речи»»

Достопримечательность

«Самые распространенные недостатки, которые случаются в устной и письменной речи»

Несоответствие содержания темы.
Выход содержания за пределы темы.
Неполное изложение.
Непоследовательность изложения.
Отсутствие смысловой связи между частями произведения.
Незавершенность соображений.
Несоответствие композиции произведения выбранному типу речи.

Самостоятельное составление учащимися устного сочинения-размышления в публицистическом стиле на общественную тему (на выбор).

Примерные темы:

«Имею честь быть украинцем», «Молодежь в политическом движении», «возможен Ли современный мир без войны?»

Работа с памятником «как сочинять произведения на общественную тему в публицистическом стиле».

— Прочитайте памятку. Составьте план к произведению-размышлению на выбранную тему. Подготовьте устное произведение-размышление.

Достопримечательность

«Как сочинять произведения на общественную тему в публицистическом стиле»

Продумать тему произведения и его содержание.
Проработать необходимую литературу.
Определить основную мысль произведения.
Продумать последовательность сочинения-размышления, следуя его композиционных особенностей (вступление, основная часть, заключение).
Самостоятельно составить план высказывания.
Выбрать стиль изложения.
Во время написания сочинения необходимо заботиться о раскрытии его темы.
Быть внимательными к употреблению речевых средств в произведении.
Изложения материала обязательно нужно иллюстрировать примерами.
Воспроизвести произведение сначала мысленно, а затем — в письменной форме.

Выступления учеников со сложенными произведениями-размышлениями.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Произведение-размышление вас больше всего поразил, захватил? Почему?

— Чьей позиции вы не разделяете? Почему?

— Какие недостатки в услышанных произведениях вы заметили? Как их исправить?

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Пользуясь памяткой, подготовиться к устной контрольного сочинения в публицистическом стиле на тему: « Что такое настоящая свобода и может ли быть свободным человек в современном мире?» критически оценивая факты и явления окружающей действительности и отношение к жизни разных социальных групп. Продемонстрировать свою позицию по этому вопросу.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов