Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Влодавская Е. А

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Влодавская Е. А
5 (100%) 1 vote[s]

Предлагаемая рабочая тетрадь содержит различные тексты и задания к ним для комплексного анализа. Учебник предназначен как для отработки учениками умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и эффективной проверки коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, а также подготовки к ГИА. Сборник подготовлен ученикам 9 классов средних общеобразовательных учебных заведений, и учителям-словесникам, работающим по любому из действующих учебников русского языка.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Влодавская Е. А.

Текст, его основные признаки. Строение текста. Микротема и абзац, общее и отличное между ними

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках текста, познакомить школьников с понятиями «микротема», «абзац»; совершенствовать навыки определять микротема, абзацы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: раздаточный материал, опорная схема «Текст» (ее содержание в конспекте урока).

Ход урока

Организационный этап.
Наблюдение.

— Прочитайте предложение. Можно ли из них составить текст? И что для этого нужно сделать?

— Сделайте вывод: «Текст —это...»

Материал для учителя.

Текст — литературно обработан или устное сообщение, которое состоит из цепочки предложений-высказываний, объединенных в единое целое замыслом, идеей. Это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными чертами которой являются связность и целостность.

Текстовые характерны следующие признаки:

связность;
целостность;
авторская цель;
информативность;
наличие смысловых частей и их единство;
развернутость;
последовательность;
завершенность;
динамизм изображаемого.

Среди названных признаков важнейшими являются связность и целостность. Связность — свойство, характеризующая особенности соединения внутри текста его элементов. Целостность — свойство, связанное со смысловой единством. Текст может быть связный, но не целостный и, наоборот, целостный, но не связный.

— Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте сами сформулировать цель и задачи нашего урока.

Лексическая минутка.

Мозговой штурм.

— Назовите основные признаки текста, используя опорную схему «Текст».

Работа с деформированным словом.

— Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы образовалось связное высказывание. Разделите на абзацы.

— Определите сложные синтаксические цели. Аргументируйте свое мнение, назвав их признаки.
— Подберите заголовок к смоделированному высказыванию. Определите тему и основную мысль.

Материал для учителя (оригинал текста).
Исследования-восстановление.

— Перепишите, определив границы предложений и расставив пропущенные знаки препинания. Поделите высказывания на микротемы. Выясните тип речи. Подберите заголовок, который бы соответствовал теме текста.

— Подумайте, надо ли поданный текст делить на абзацы. Объясните.

— Дополните текст, дописав один абзац как завершающую часть высказывания.

— Разделяете ли вы мнение о том, что народная песня может что-то значить для старшего поколения, но не для молодежи? Аргументируйте свою позицию.

Практическая работа.

— Найдите в представленном тексте средства связи между предложениями.

Наша жизнь невозможна без знания речевого этикета. Эта истина известна каждому с детства. Человек пользуется им ежедневно и, к тому же, не один раз. Мы несколько раз в течение дня можем обращаться друг к другу, здороваться, прощаться, кому благодарить, давать совет, просить что-то у кого-то, перед кем-то приходится извиняться, кого-то кому-то рекомендовать. А еще — мы сочувствуем, делаем комплименты, отказываем. Приглашаем и принимаем гостей, сами гостим, клянемся в преданности, признаемся в любви. (Без этого трудно представить любую этикетку ситуацию в быту или на работе, в обществе.) И при этом мы неизбежно используем устоявшимися высказываниями (или отдельными словами), которые для носителей языка не требуют усилий, сознания. (Мы действуем шаблонно, автоматически, руководствуясь устойчивой языковой привычке, взлелеянной с детства родителями, учителями.) Это и есть наш языковой этикет в действии, отражающем правила речевого поведения, присущие говорящим на определенном историческом срезе (по С. Богдан).

Контрольно-рефлексивный этап.

Итоги. Рефлексия. Оценивания (социальная компетентность).

Упражнение «Незаконченное предложение».

— На уроке самым сложным было...

— Мы научились...

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Повторить теоретический материал учебника, выполнить упражнение (письменно).

[свернуть]

Похожие страницы