
Учебник содержит зачётные работы по всем темам курса русского языка 9 класса. Каждая работа представлена в 4 вариантах. Для каждой темы предложены разнообразные виды работ. Книга подготовлена как преподавателям для проведения зачётных работ, так и ученикам для самоподготовки, в том числе к ОГЭ.
Зачётные работы по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки. Тренировочные упражнения
Цель: дать учащимся общие представления о бессоюзном сложном предложении, учить находить бессоюзное сложное предложение в тексте, определять его основные признаки, смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; формировать умение и навыки отличать данные предложения от других сложных, правильно их интонировать и расставлять знаки препинания; развивать умение правильно строить предложения такого типа; воспитывать чувство любви к родному дому, отчему краю, родному слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).
Средства обучения: учебник, проектор.
Ход урока
Организационный этап.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Какое предложение называют сложным? 2. Как объединены части сложных соединительных предложений?(Союзами или соединительными словами, интонацией).
Работа с учебником (информационная компетентность).
Слово учителя.
Поэзию спроектировано на экран.
Ты видел: прилетели журавли,
Они всегда возвращают из чужбины,
Они несут тепло в родной дом.
Дома родные, родительские дома —
Что готовы мы и сквозь ад перейти,
Чтобы поклониться отчему порогу.
— Какие чувства вызвали у вас эти поэтические строки?
— Назовите сложные предложения поданных строк.
— Есть ли в стихотворении предложения без союзов? Назовите их.
Бессоюзное сложное предложение — это такое предложение, части которого объединены по смыслу и интонацией, без союзов и соединительных слов.
Большинство бессоюзных предложений можно легко превратить в сложноподчиненные или сложносочиненные предложения. В одном бессоюзным сложном предложении есть возможность сосредоточить оттенки разных отношений.
Группы бессоюзным предложений:
По дубам солнышко сияет, птички в лещине распевают (перечислительная интонация).
За дубами солнышко сияет: птички в орешнике распевают(пояснительная — придает предложению причинно-следственной значение).
Обобщение и систематизация изученного.
— Из предлагаемого текста выпишите бессоюзные сложные предложения.
— Подчеркните грамматические основы, начертите схемы, объясните смысловые отношения между частями.
Чти и уважай мать и отца: они дали тебе жизнь. Своим трудом и заботой они несут радость в твою колыбель. Не забывай, что родители тоже имеют право на радость. Родители ночей не спали возле твоей колыбели, они прислушались к твоему дыханию, к биению твоего сердца. Дорожи честью семьи, оберегай ее, как святыню. Где бы ты ни был, никогда не забывай о своем родном доме.
Объяснительный диктант.
— Определите смысловые отношения между простыми предложениями в сложных бессоюзных.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения.
Упражнение-конструирование.
— Перестройте сложноподчиненные предложения в бессоюзные. Сравните интонацию.
Не забывай, что доброе имя ценнее большое богатство. (Не забывай: доброе имя ценнее большое богатство).
Если будешь сеять с грустью, то родит печаль. (Будешь сеять с грустью — родит печаль).
Если срубил дерево, посади два. (Срубил дерево — посади два).
И слова нельзя понять, потому что поднялся такой шум. (И слова нельзя понять: такой поднялся гам).
Исследования-обоснование.
— Поданы предложения перестройте в бессоюзные сложные, употребляя нужные знаки препинания. Объясните смысловые связи.
Как на Сретение с крыш капает, еще большая будет зима. 2. Если день Сретения теплый и солнечный, то и весна теплая. 3. Если на Сретение не видно солнышка, то следует ждать сильных морозов. 4. Если на Сретение оттепель, следует ждать раннюю и теплую весну.
Тренировочные упражнения.
Рассмотрите приведенные бессоюзные сложные предложения. Определите смысловые отношения между их частями, воспользовавшись соответствующими обозначениями: 1) одновременность действий, явлений; 2) временная последовательность действий, явлений; 3) сопоставление (противопоставление) явлений; 4) условие; 5) следствие; 6) причина; 7) время; 8) объяснения.
Небо прорезали огненные стрелы, ударил гром.
Возня слабым присуща, безголосым свойственен шум.
Не учи плавать щуку: щука знает всю науку.
Спишите, расставляя знаки препинания.
С поля налетал холодный ветер трепал древесину тихо мечтала о тон, когда она оденется в душистый цвет.
Нет без потери победы, без горя радости нет.
Будешь сеять с грустью-уродить печаль.
Замените приведенное сложноподчиненное и сложносочиненное предложения синонимичными бессоюзными.
Тестовые задания.
Найдите бессоюзное сложное предложение с однородными (синтаксически равноправными) частями.
Посмотри у себя: море там бурлит, переливается и играет.
Махнула осень в леса — они зацвели пурпурными, серыми и желтыми красками.
Глянь на лиман тот-утешается глаз!
Какое бессоюзное сложное предложение выражает последовательность действий, явлений?
Заходило солнце, в узеньких хуторских улочках стояла красная пелена, в садах варилась на треножнике ужин.
Открылась дверь, в дом кучей хлынули засыпанные каменной пылью, в замерзших костюмах и сапогах люди.
Найдите бессоюзное сложное предложение с неоднородными частями.
Над землей стояло высокое небо, в долине реки и над озером плыл редкий туман.
В серебристых ржи весело эхом отзывались перепела, в небе звенели жаворонки.
Замолчал шуточный ветер, притаилась ива зеленая, утихли громкие птички.
Повеет ветерок — звонка пшеница летит, бросается вплавь.
Укажите бессоюзное сложное предложение со значением пояснения.
умолк казак, грустя: что-то руки не играют.
Мне открылась печальная истина: жизнь исчезает, как река Почайна.
На поле набежала тень — участок темнеет.
Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия.
Приехали в лес — взошло солнце.
Махнула осень в леса — они зацвели пурпурными, серыми и желтыми красками.
Будешь сеять с грустью — родит печаль.
Осень кистью Левитана дотронулась садов — желтым, золотым, багряным письмо заиграл, затрепетал.
VI. Итоги. Рефлексия. Оценивание.
Беседа.
— Какие предложения называют бессоюзным сложными?
— Какими смысловыми отношениями связаны простые предложения в бессоюзным сложном?
Упражнение «Незаконченное предложение».
— На уроке самым сложным было…
— Я научил (а)ся…
VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.
Проработать теоретический материал учебника.
Выполнить письменно упражнение.
Предложения интернет-магазинов