Диктанты и изложения по русскому языку. 9 класс. Кулаева Л.М., Влодавская Е.А.

Книга содержит диктанты и изложения и подготовлена для проверки и коррекции знаний учеников, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены отрывки произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Учебник предназначен преподавателям и ученикам общеобразовательных школ.

Диктанты и изложения по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf

Диктанты и изложения по русскому языку. 9 класс. Кулаева Л.М., Влодавская Е.А.

Написание контрольного сочинения-размышления на морально — этическую тему в публицистическом стиле (примерные темы: «Свое, родное — своеобразное», «Как отыскать свой путь в жизни», «смогут ли со временем селфи заменить семейные фотографии»).

Цель: повторить сведения о стилях и типах речи; формировать умение определять границы предложенной темы будущего произведения, прогнозировать его главную мысль, в процессе составления плана произведения обдумывать микро-тема текста, подбирать и систематизировать материал к сочинению, подбирать выразительные средства языка, реализовать собственный замысел; формировать умение составлять связный текст в публицистическом стиле; осуществлять содержательно-композиционный и языковой анализ публицистического текста на морально-этическую тему; развивать воображение, логическое и образное мышление, устную речь; формировать культуру умственного труда; совершенствовать орфоэпические навыки; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать уважение к общечеловеческим моральным ценностям: человеческое достоинство, патриотические чувства, устойчивую гражданскую позицию.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений (формирование коммуникативной компетенции).

Средства обучения: толковый словарь, памятка «Как составлять сочинения на морально-этическую тему в публицистическом стиле» (ее содержание в конспекте урока).

Ход урока

Организационный этап.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Актуализация мотивационных резервов по теме.

Беседа о стиле, типах речи, их особенностях.

Ученики называют стили (художественный, научный, публицистический, разговорный, официально-деловой, конфессиональный, эпистолярный стили), типы речи (рассказ, описание, размышление). Особое внимание обращаем на особенности публицистического стиля и размышления.

Основной сферой применения текстов публицистического стиля общественно-политическая жизнь. Признаками стиля являются информативность, логичность, фактографичность, точность (эти черты соединяют его с научным), образность, возвышенность, эмоциональность, экспрессивность (этими чертами публицистический стиль подобен художественному).

Среди языковых признаков — употребление общественно-политической лексики, эмоционально-окрашенных слов, риторических вопросов. Утверждений и обращений, восклицательных предложений.
— Выясните значение слов мораль, этика.

Мораль — система взглядов, представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей.

Этика — наука, изучающая мораль, нормы поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы. Этика как наука стремится дать ответы на вопросы, что такое добро и зло, совесть и честь, долг, достоинство, гуманность, ответственность и тому подобное.

Материалом для произведений на морапьно-этическую тему большей частью является сама жизнь. Каждый человек должен научиться наблюдать окружающий мир, анализировать мысли и поступки людей и на основании принятых в обществе морально-этических норм и собственного опыта делать правильные выводы.

Ознакомление со структурой произведения.

В основном произведение выстраивается в форме произведения-размышления и соответствует такой схеме.

ВСТУПЛЕНИЕ (подведение к проблеме: почему я над этим задумался — стал участником или свидетелем какого-то события, что-то услышал или прочитал).
ТЕЗИС ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Доказательство на подтверждение или опровержение тезиса.
Доказательство (или пример).
Доказательство (или пример).

III. ВЫВОДЫ.

Ознакомление с тематикой творческих работ.

Работа в парах или группах.

— Обсудите с одноклассниками морально-этические проблемы современной молодежной среды. Выберите одну из самых актуальных и предложите ее для написания сочинения.

Перечень рекомендуемых тем

Свое, родное — своеобразное.
В чем предназначение человека?
Человек — это обязанность, а не титул.
Легко ли быть молодым?
Доброта — это спасение человечества, животворный дар или ненужный пережиток?
Можно ли научиться чувствовать чужую боль?
Дадим на труд для Украины сердце, и ум, и руки.
Правде в глаза смотрите прямо.
Ты езди туда спокойно, где горит твоя цель.
Цените каждое мгновение жизни.
Чего сегодня не хватает украинцам?
Что нам нужно возрождать?

Интерактивная технология «Пресс».

— Какие из тем вызвали наибольшую заинтересованность? Почему? Обоснуйте свой выбор.

Чтение, анализ, комментирование и моделирование образцов работ или их отрывков.

Работа с текстами.

— Проанализируйте предложенные тексты (поданные на карточках или спроектированные на экран). Определите, соответствует их схеме построение произведения-раздумья, определите особенности текстов, их недостатки (если есть).

Кого можно назвать настоящим другом

По моему мнению, настоящего друга можно определить только в разных жизненных ситуациях. Ведь не каждый сможет разделить горе или радость своего друга так, как собственно.

Во-первых, настоящий товарищ никогда не бросит в беде. Он предпочтет самому быть обиженным, чем видеть страдания друга. Именно самопожертвованием, желанием прийти на помощь в трудную минуту можно определить настоящего друга.

Во-вторых, люди часто допускаются роковой ошибки, выбирая друга по привлекательной внешности. Однако внешняя красота не всегда означает богатый духовный мир и способность стать искренним товарищем. Уместными будут слова Г. Сковороды: «Определяй вкус ореха не по скорлупе, а по ядру».

Ярким примером может быть история из жизни моей знакомой. Девушка всегда выбирала друзей по внешним признакам, надеясь, что таким образом найдет преданного человека. Однако ни одна дружба не длилась долго. Однажды в школе она встретила девушку, которая не имела ни стройной фигуры, ни дорогого наряда, но была искренней и верной. Школьницы подружились и до сих пор являются лучшими подругами. Этот факт — пример того, что настоящий друг должен быть красив душой, а не лицом.

Итак, настоящего друга можно определить только в радости или горе. Такой человек всегда придет на помощь и даже пренебрегает собственными интересами ради счастья другого. В поисках верного друга, обращай внимание на его внутренний мир. А тот, кто не способен оценить души человека, не сможет оценить ничего: ни привлекательной внешности, ни искренности дружбы, ни уродства.

Наставления по составлению собственных произведений. Ознакомление с памяткой «Как составлять сочинения на морально-этическую тему в публицистическом стиле».

Последовательность работы

Написание работы следует начать с осмысления предложенной учителем (или самостоятельно выбранной)темы и определение границ темы. Нужно выяснить, что именно надо сказать или написать, чтобы раскрыть тему, для раскрытия темы является самым важным, что менее важным, но все же желанным, от чего следует отказаться через несущественность или неактуальности.

После этого обдумать главную мысль будущего произведения — вывод, который должен вытекать из всего сказанного или написанного.

Следующий этап — это подбор соответствующего фактического материала и его систематизация. Источником фактов для раскрытия темы может служить опыт автора будущего произведения, информация, полученная им от участников или свидетелей определенных событий, статистические данные из справочников, учебников, периодики. Автору не следует пренебрегать также собственным воображением.

Систематизировать тщательно собранный фактический материал лучше всего в виде плана произведения.

После составления плана переходим к следующему этапу — создание текста.

Требования к сочинению:

четкая формулировка тезиса;
подбор четких и исчерпывающих аргументов в ее подтверждение или опровержение;
логичность и последовательность изложения мыслей;
точность выводов.

Важная задача — отбор выразительных средств языка (слов, грамматических форм, синтаксических конструкций), отвечающих требованиям выбранного стиля.

Достопримечательность

«Как сочинять сочинения на морально-этическую тему в публицистическом стиле»

Продумать тему произведения и его содержание.
Проработать необходимую литературу.
Определить основную мысль произведения.
Продумать последовательность сочинения-размышления, следуя его композиционных особенностей (вступление, основная часть, заключение).
Самостоятельно составить план высказывания.
Выбрать стиль изложения.
Во время написания сочинения необходимо заботиться о раскрытии его темы.
Быть внимательным к употреблению речевых средств в произведении.
Воспроизвести произведение сначала мысленно, а затем — в письменной форме.

Написание работы на черновике, подбор эпиграфа (по желанию учащихся).

Саморедактирование произведения и переписывание в тетради.

Самостоятельная проверка написанного.

Контрольно-рефлексивный этап.

Упражнение «Незаконченное предложение».

— Готовясь к написанию произведения, я понял (- а)…

— Сложным для меня…

— Самым интересным на уроке было…

— Мне не понравилось…

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов