Русский язык. 9 класс. Учебник. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и другие. Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.

Русский язык. 9 класс. Учебник. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Учебник. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Контрольное произведение-размышление в публицистическом стиле «можно/стоит противопоставлять телевидение художественной литературе?»

Цель: формировать навыки создавать собственные высказывания, в частности сочинения-рассуждения публицистического стиля; развивать умение анализировать, аргументировать, распознавать размышление среди других типов речи; совершенствовать навыки анализировать произведения-размышления, излагать материал последовательно, придерживаясь стилевых признаков публицистического стиля; воспитывать уважение к мнению других людей, толерантность.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков (формирование коммуникативной компетенции). Средства обучения: учебник, памятка «Как работать над сочинением-размышлением публицистического стиля» (ее содержание в конспекте урока), проектор.

Эпиграфы к уроку:

Читающие книги всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

Ф. Жанлис

Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее от них.

Ж. Элгози

Ход урока

Организационный этап.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

«Из всех изобретений и открытий человечества в науке, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание», — сказал когда-то Чарльз Диккенс. Однако научно-технический прогресс XX века со своими изобретениями — радио, телевидением, компьютером, Интернетом — создал условия, в которых читатели превратились в «вымирающий вид». С одной стороны, у людей остается все меньше свободного времени, а с другой, — в книги как средства информации и досуга появилось слишком много конкурентов. Сначала телевизор, а затем компьютер отбирают у книг миллионы читателей. Так вот у нее с каждым годом будет все меньше сторонников? А как считаете вы, уважаемые ученики?

Беседа.

Какую роль в вашей жизни играют книги? 2. Книгам какого жанра, тематики вы предпочитаете? 3. Назовите ваших любимых авторов и произведения, которые не оставили вас равнодушными. 4. Является ли для вас телевидение основным источником информации? 5. Как вы поняли эпиграфы к уроку? С чем согласны, а что хотите возразить? 6. Назовите преимущества и недостатки телевизионного мира и мира художественной литературы. 7. Можно ли/стоит противопоставлять телевидение художественной литературе?

III. Актуализация опорных знаний.

Раскрытие содержания основных понятий.

Материал для учителя.

Размышление — тип монологического речи, цель которого заключается в том, чтобы изложить свои размышления относительно определенного вопроса или проблемы и найти ответ на них. Строение размышления: тезис (мысль, проблема); аргумент (доказательство, пример, информация); выводы (результат рассуждений).

Публицистический стиль используется в политической, общественной, образовательной агитации. Основное назначение — с помощью информационных методов решать важные общественные проблемы, активно влиять на читателя (слушателя), побуждать его к необходимости занять определенную позицию.

Дискуссия — это форма коллективного обсуждения, цель которого — выявить истину или найти правильное решение вопроса через высказывание собственных соображений и сопоставления взглядов . оппонентов на проблему.

Коллективная работа с текстом-образцом.

Текст-образец спроектирован па доску.

Создание проблемной ситуации.

Можно ли данный текст назвать размышлением?
Какую проблему поднимает автор, является ли она актуальной?
Прокомментируйте собственную позицию по данной теме

Работа с памяткой «Как работать над сочинением-размышлением публицистического стиля».

ПАМЯТКА

«Как работать над произведением-размышлением публицистического стиля»

Обязательными составными частями произведения-размышления єтеза (основная мысль), аргументы (обоснование высказанной мысли), вывод.
В основу собственного размышления положите вопрос, который вызывает несогласие между людьми.
Приведите две-три противоположные точки зрения на обсуждаемый вопрос.
Обоснуйте собственную позицию, используя вставные конструкции:по моему мнению, пожалуй, я считаю, во-первых…
Доказательства высказанной мысли проиллюстрируйте примерами из жизни, литературы и т. д, используя конструкции:можно привести пример, как утверждает народная мудрость, часто можно услышать, что…

Составление сочинения-размышления публицистического стиля на тему «можно/стоит противопоставлять телевидение художественной литера туре?»
Саморедактирования произведения, переписывание начисто.

VII. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Метод « Микрофон».

Сегодня на уроке я научил (а) ся…
Я зрозум (ла) ов, как строить…
Самым тяжелым для меня было…

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Завершить написание произведения.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов