
Учебник является частью учебно-методических комплектов новой линии по русскому языку для основной общеобразовательной школы, соответствует ФГОС основного общего образования. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но уроком развития речи учеников, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.
Русский язык. 9 класс. Учебник. Формат: pdf
Сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи в нем. Подрядные союзы и соединительные слова.
Цель: углублять умения узнавать сложноподчиненные предложения, определять их грамматические основы, развивать логическое и образное мышление, устная и письменная речь; воспитывать любовь к родному слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийные средства.
Ход урока
Организационный этап.
Установочно-мотивационный этап.
Психологическая установка и внутренняя мотивация учебно-развивающей деятельности учащихся. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учения.
III. Воспроизведение и обобщение учащимися понятий и овладение соответствующей системы знаний (компетенция саморазвития и самообразования).
Интерактивная игра «Микрофон».
— Какие предложения называют сложными?
— Как соединяются между собой части сложного предложения?
— На основе чего сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные?
— Какими союзами соединяются между собой части сложносочиненных предложений?
. Изучение нового материала(компетенция саморазвития и самообразования).
Лингвистический практикум.
— Запишите предложения, подчеркните грамматические основы.
— Есть ли простые предложения, входящие в сложное, равноправное по смыслу? От какого предложения можно задать вопрос к другому? Задайте такие вопросы.
— Как связаны между собой части сложного предложения?
Ты знаешь, что ты — человек.
Люблю людей земли моей, ибо и я сын земли своей.
Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Хоть на счастье жизнь богата, но каждого человека ждут и печали, и боль, и потери.
Люди, которые набрасываются на все, разменивают свои чувства направо и налево, должны чувствовать себя нищими.
— Укажите, в какой позиции размещены подрядные части сложного предложения. Сделайте вывод. Начертите схемы первого, третьего, пятого предложения.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала.
Объяснительный диктант (компетентность саморазвития и самообразования).
— В каждом из предложений подчеркните грамматические основы, поставьте вопрос от главной к подрядной части. Начертите схемы предложений.
Пока человек здоров, ему вода сладкая.
Не выкидывайте из песни слова, которого не заменит другое.
Кто-то из мудрых сказал, что равнодушие — это душевная подлость.
Пахнут хлебом слова, меня их научила мать.
Где в мире есть язык такой обаятельный, чтобы настоящее счастье могло рассказать?
Если ты хочешь быть красивым, трудись до самозабвения.
Материал для учителя.
Средства связи между главной и подчиненной частями. Подчинительные союзы являются основным средством сочетания подрядной части с главной. По строению, как известно, их разделяют на простые (что, как, потому что, хотя, как будто, когда и др.) и сложены (потому что, из-за того что, так что, зря что, для того чтобы, несмотря на то что и др.).
В роли связующих слов выступают:
относительные местоимения: кто, что, какой, чей, какой, сколько (во всех падежах);
наречия:где, когда, куда, откуда, пока, как ты др.
Местоимения и наречия являются самостоятельными словам, поэтому они не только соединяют придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения.
Чтобы различить союзы и соединительные слова, нужно помнить следующие способы распознавания:
1) связующее слово является членом придаточного предложения; к нему можно задать вопрос; на него падает логический ударение; его нельзя пропустить, потому что предложение теряет смысл; его как правило, можно заменить другим связующим словом или другой частью речи: в слове родном большая сила есть, что разбивая гранит и золото кует. Благословенная и ясная час, когда дитя читает «Кобзаря»
2) союз не выступает членом предложения, а лишь выполняет служебную функцию; к нему нельзя поставить вопрос; на него не падает логической ударение, его можно опустить, при этом смысл предложения сохраняется; его можно заменить только союзом: Наверное, поздно понял я, что слово надо беречь. Когда слова на порох стерты, исповедоваться звездам излишне.
Практические приемы различения омонимичных союзов и соединительных слов. Лишь три слова «что», «когда» и «как» могут быть и союзами и соединительными словами.
Что:
если можно заменить относительными местоимениями который, что-то это связующее слово: я честь отдам титану Прометею, не творившему людей своих рабами [который не творил…]
когда зачем не падает логическое ударение — то это союз. В предложении Я знаю, что ты скажешь в зависимости от того, где сделать логическое ударение, что может выступать и союзом, и соединительным словом: Я знаю, что [какое-то сообщение] ты скажешь — союзное слово; Я знаю, что ты [а не кто-то другой] скажешь [а не промолвишь] — союз.
Соотносительные слова. Соединителям и связующим словам в головной части могут соответствовать относительные местоимения или местоимение наречия. их называют соотносимыми, или указательными словами: такой, тот, там, тогда, оттуда, столько и др.
Соотносительные слова вместе со связующими словами образуют союзные пары: такой — который, так — как, там — где, тогда — когда, тот кто подобное.
Осознание теоретического материала в процессе выполнения практических заданий творческого характера(поликультурная компетентность).
Творческое конструирование.
— Завершите пословицу.
Книга учит, как…(на свете жить).
Никто не знает, что…(его ждет).
С самого начала подумай, какой…(будет конец).
Не понимает голова, что…(язык лепечет).
Не поможет булава, когда…(немудрая голова).
Куда орлы летают, туда…(сорок не пускают).
Наговорил столько, что…(и в шапку не соберешь).
Когда мое не в лад, то…(со своим назад).
Как в хлеб в торбе, то…(сядешь на холме).
Хоть колья на голове теши, а…(он свой).
Обобщение и систематизация изученного (компетентность продуктивной творческой
деятельности).
— В записанных на доске главных частей сложноподчиненных предложений устно добавьте подрядную часть, используя в речи полученные на уроке знания.
Я понимаю, что…
Мне известно,…
Я согласен, что…
Мне кажется, что…
VII. Итоги. Рефлексия. Оценивания (компетентность саморазвития и самообразования).
— Достигли ли цели, поставленной на уроке?
— Что запомнили?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII.Домашнее задание и инструктаж к его выполнению (поликультурная, социальная компетентность).
Обязательное: проработать теоретический материал учебника, выполнить упражнение.
По желанию: выписать 10 пословиц, которые являются придаточными предложениями. Устно раскрыть значение двух.
Предложения интернет-магазинов