Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н.

Рабочая тетрадь по русскому языку в 2-ух частях направлена ученикам и является составной частью УМК по русскому языку для 9 класса создателей Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и параграфами учебника и подготовлены для организации закрепления и проверки знаний учеников по русскому языку в 9 классе. Различные упражнения, вариативные тесты, творческие задания по развитию речи могут быть применены преподавателем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н.

Основные виды сложноподчиненных предложений. Знаки препинания между частями СПП.

Цель: ознакомить с основными видами СПП, формировать умение различать выяснительные, определительные и обстоятельственные придаточные части, ставить к ним вопросы от главных частей, выяснять место подрядной части относительно главной, чертить схемы сложноподчиненных предложений; учить интонировать сложноподчиненные предложения; совершенствовать пунктуационную грамотность; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, мультимедийные средства.

Ход урока

Организационный этап(социальная компетентность).
Проверка домашнего задания(компетентность саморазвития и самообразования).

III. Актуализация и коррекция опорных знаний (компетентность саморазвития и самообразования). Творческое наблюдение с элементами анализа (коммуникационная компетентность, компетентность личного развития).

— Прочитайте спроектированы на экран предложения, объясните их содержание. Определите тип сложных предложений. Запишите сложноподчиненные предложения, задайте вопрос от главной части, начертите схемы.

Детка спит, а судьба ее растет.
Там есть судьба, где есть воля.
Хорошее блюдо смакуют при еде, а человека познают в беде.
Никогда на радуйся человеческой бедой, то и твоя придет за тобой.

Повторение сведений о сложноподчиненном предложении.

Беседа с учениками.

— Какое предложение называют сложноподчиненным?

— Как устанавливается связь между главным и подчиненным предложением?

— Какими союзами соединяются части сложноподчиненного предложения?

— Как различить союзы и соединительные слова?

Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы углубим знания о сложноподчиненное предложение, научимся определять виды таких предложений, развивать умение распознавать виды сложноподчиненных предложений, правильно ставить знаки препинания.

Восприятие и воспроизведение учениками фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изученного материала.

Работа у доски.

— Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от головной части к подрядной.

— Объясните, что объясняет подрядная часть: один из членов в главном предложении или целое предложение.

Народная мудрость утверждает, что у человека есть три друга: отец, мать и верная жена.
Самая дорогая песня, с которой мать качала.
Не будет роду переводу, ибо вечно будет жить любовь.
Чем выше дерево, тем корень глубже.
Лишь до тех пор стоит в мире жить, пока живешь и цветешь ты, Украина.
Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала.

Материал для учителя.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. В сложноподчиненном предложении между главной и подрядной частью ставятся следующие знаки: запятая, тире, точка с запятой, запятая и тире.

.ВНИМАНИЕ! В художественных произведениях для этого часто используют не только тире, а запятую и тире: А кто от правды ступит на полметра, — душа у него серая и полумертвая.

Ставим двоеточие (очень редко):

СРАВНИТЕ! Им не важно, какого рода и лица, им важно: какое у тебя сердце.

Выполнение упражнений.

VII. Обобщение и систематизация знаний, выработка практических умений и навыков.

Диктант с комментированием (компетентность личностного самосовершенствования).

— В каждом предложении подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от головной части к подрядной. Записанные предложения прочтите, правильно их интонируя.

Как называется ветер, который несет надежду на завтрашний день? 2. Я из тех краев, где над Днепром цветут, шумят рощи. 4. Имея друзей, считай, что ты владеешь сокровищем. 6. Мы пойдем, где травы наклонные, где звезды в ясной дали. 7. Пойду, покуда хватит сил. 8. Как вернусь я домой, вода родниковая снимет усталость. 9. Тогда познается ценность времени, когда он утрачен. 10. Как будешь делать, так будет и земля рожать. 11. Солнце так светит ласково, что аж камни смеется. 12. Гаснут огни в городе, будто в бездну моря падают звезды янтарные. 13. Золотые минуты несутся, словно пчелы. 14. Чтобы беды не знать, надо своим плугом пахать. 15. Земля стремится целебного ливня, просит ласки человеческого и ливня, потому что устали от химии Нивы, Украина ты моя милая. 16. Для того чтобы сделать что-то красивое надо нести красоту в душе. 17. А по небе ночка ходит и, чтобы лучше было спать, мечты нам из-за облаков приводит. 18. Чтобы уволю всего иметь, следует много работать.

Творческое конструирование (компетентность саморазвития и самообразования).

— Допишите пословицы, укажите тип образованных предложений.

Сделал так, что…
Как собаку кормят, так…
Так поет, что…
Как отступишь от грамоты на аршин, то…
Когда хлеб на телеге, то…

Справка. :..комар носа не подточит; …она и лает; …волос вянет; …она от тебя на сажень; …нет беды в пути.

Предупредительный диктант.

— Определите тип придаточных предложений, укажите их место относительно главного предложения. Укажите союзы, которыми придаточные части присоединяются к главным. Начертите схемы.

Пусть смеются громы, как не свернешь с дороги.
Как не изощряйся, а правды нигде дети.
Даю тебе этот меч, зря что ты не сильна.
На небе собирались большие облака, так что можно надеяться большого дождя.
Расцвела новая жизнь, так что старику нет возврата.

VIII. Обобщение и систематизация изученного (компетентность продуктивной творческой деятельности).

— В записанных на доске главных частей сложноподчиненных предложений устно добавьте подрядную часть, используя в речи полученные на уроке знания.

Я понимаю, что…
Мне известно, …
Я согласен, что…
Мне кажется, что…
Итоги. Рефлексия. Оценивания (компетентность саморазвития и самообразования).

— Достигли ли цели, поставленной на уроке?

— Что запомнили?

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению (поликультурная, социальная компетентность).

Проработать теоретический материал учебника.
Выполнить упражнение.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов