Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н.

В рабочей тетради представлены различные упражнения. Одни будут помогать более полному пониманию материала учебника и его закреплению, отработке навыков грамматического разбора и грамотного письма. Другие упражнения нацелены на развитие ваших творческих способностей, связанных с восприятием и созданием речевых произведений. Вы изучите разные приёмы работы с текстом, для того чтобы уметь писать сжатое изложение и разные виды сочинений, в том числе сочинение-рассуждение. Ряд упражнений представлен в форме тестовых заданий.

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н.

Сложноподчиненные предложения с придаточными признаковыми

Цель: дать понятие о сложноподчиненные предложения с придаточными признаковыми и синонимичность сложноподчиненных и простых предложений с обособленными определениями, формировать умение узнавать такие предложения, определять в них грамматические основы, главное и подрядную части; развивать внимание, память, логическое и образное мышление и речь; воспитывать патриотизм, заинтересовать фольклором, разнообразием и неповторимостью родной природы; формировать пунктуационную грамотность; воспитывать любовь к родному слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Блицопрос.

— Какие предложения называют сложными?

— Какие сложные предложения называются сложноподчиненными? Приведите примеры.

— Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложения.

— Как различить подрядные союзы и соединительные слова?

— Какие вы знаете виды подрядных предложений?

— Какие знаки препинания ставят между частями сложноподчиненного предложения?

III. Установочно-мотивационный этап.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Наблюдение с элементами анализа.

— Прочитайте предложение. Определите главную и подрядную части. Задайте вопрос.

Изучение нового материала.

Материал для учителя.

Сложноподчиненным предложением с подрядным означающим называют такое сложное предложение, в котором подрядная часть выполняет функцию развернутого определения и объясняет в главной части существительное, местоимение или слово другой части речи в значении существительного. Подрядная означающая часть отвечает на вопрос какой? чей? что? и присоединяется к главной подрядными союзами или соединительными словами.

Подрядная часть поясняет в главной существительное или другая часть речи в значении существительного (в главной части могут быть указательные слова тот, такой, весь и др.). Соединительные слова: какой, чей, который, кто, что, где, когда, куда, откуда. Союзы: чтобы, будто, словно, как будто и др.

Подрядная часть в сложноподчиненном с подрядным означающим стоит после обозначаемого слова. Но если подрядная часть поясняет в главной части местоимение, то она может стоять и перед главным. В главной части сложноподчиненного предложения рассматриваемого типа перед определяемым словом могут быть указательные слова тот, такой, все, каждый, всякий. Например: И только природа находит такие краски, что их не воспроизвести никакой краской.

— Прочитайте предложение, выпишите сначала сложноподчиненные с придаточными признаками, а затем — простые предложения с обособленным распространенным определением.

Звенит Хрустальный источник, вышедший из глубины земной.
Перед нами было глубокое ущелье, загроможденное камнями и ветроломом.
Повеет ветерок, крылья лепесток нибудь стряхнет, которую из сада перед тем принес.
Бежит тропинка в сад в заросли малины, которая уже созрела и запахом пьянит.
Это был северный нагорный склон, поросший густым лесом.

— Замените, где это возможно, сложноподчиненные предложения с придаточными обозначающими простыми предложениями с причастными оборотами, а простые предложения с причастными оборотами-сложноподчиненными с придаточными значительными.

Беседа по содержанию прочитанного.

— На вопрос какого второстепенного члена предложения отвечают придаточные определительные части?

— Какими связующими словами придаточное означающее предложение соединяется с главным?

— Какие указательные слова часто употребляются в главной части сложноподчиненного предложения с подрядным означающим? С какой целью?

Творческое конструирование.

— Из каждой пары простых предложений образуйте сложноподчиненные предложения с придаточными признаками, используя соединительные слова который, что, где и др. Составленные предложения запишите.

Каждый любит волшебные украинские песни. Они никого не могут оставить равнодушным.
Тропа повела в лесок. Он манил золотой горячей осенней красотой.
Я люблю бродить по узким улочкам родного Тернополя. Здесь каждый дом, каждый уголок пропитан дыханием истории.

Устное моделирование.

— Простые предложения с причастными оборотами перестройте на сложноподчиненные предложения с придаточными значительными (устно).

Не канет бесполезно кровь, пролитая за Отчизну.
Пролитая кровь за родину священным пламенем горит.
Будь проклятая кровь ленива, не за честный флаг пролита!.
Ген облачко в мареве дріма, светом солнечным согрета.
Ген ковер, сотканный из птиц, летит над полем.
Свелось солнце, полное деяние.

Исследования-восстановление.

— Восстановите народные пословицы, воспользовавшись справкой, и запишите их.

Не руби столба, …
Нет того товара,…
Где делись те времена, …
Чем такой тупой,…
Такая беда, …
Практический синтаксис.

— Прочитайте. Укажите местоимение-определительные придаточные предложения. Чем они близки к подрядным определительных?

Счастлив тот, кому пером дано невиданное в привычном открыть. И знать только мужества дорогу должен тот, кто зовет себя — поэт.
Не может рулить то людьми, кто сам не видит пути из тьмы.
Завидуют тому, кто умеет язык за зубами держать. Завидуют тому, кто верит в слово святое — маги. Завидуют тому, кто слово скажет и не отступит. Завидуют тому, кто верно всю жизнь свою любит.
Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Незаконченное предложение».

— Сегодня на уроке я…

— Я понял(-ла)…

— Наибольшие трудности у меня были…

— Я не умел, а теперь умею…

— Я запомнил(-ла)…

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обязательное: проработать теоретический материал учебника, выполнить упражнение.
По желанию: составить мини-сочинение, используя сложноподчиненные определительные предложения.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов