Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г.

Поурочные разработки адресованы преподавателям, работающим по новому учебно-методическому комплекту «Русский язык. 9 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. Главная цель пособия –– оказать методическую помощь преподавателям при планировании и разработке конспектов уроков. В книжке содержатся сведения об особенностях курса русского языка в 9 классе, примерные конспекты уроков, в которых представлен разноуровневый дидактический материал, дополняющий основное содержание учебника, а также даны варианты проверочных и контрольных работ.

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Цель: формировать умение распознавать такие предложения, определять в них грамматические основы, главную и подрядную части, усовершенствовать навыки конструировать СПП; развивать ключевые компетенции (языковые, речевые, социальные, поликультурные, коммуникативные, информационные, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности); воспитывать уважение к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, мультимедийные средства, раздаточный материал.

Опережающее задание: обработка лингвистической информации учебника в группах: 1-я группа — устное высказывание «Сложноподчиненное предложение с подчинительной частью условия, причины, цели»; 2-я группа — синтаксическая дуэль «Сложноподчиненные предложения с придаточными частями места, времени, попущение»; 3-я группа — оформление опорной таблицы о сложноподчиненные предложения с подрядной частью образа действия, меры и степени, сравнительной.

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация опорных знаний

Лингвистический диктант.

Ученики записывают короткие ответы.

Сложноподчиненным называют предложение…
В структуре сложноподчиненного предложения выделяют…
Части сложноподчиненного предложения могут соединяться…
По значению и строению различают следующие виды сложноподчиненных предложений…

III. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Прием «Мозговой штурм».

— На уроке мы…

выясним…
научимся…
усовершенствуем…
осознаем…

Восприятие и усвоение учениками нового материала.

Презентация выполнения группами опережающих задач.

Ориентировочный материал презентации.

Первая группа

Устное высказывание на лингвистическую тему «Сложноподчиненное предложение с подчинительной частью условия, причины, цели».

Ориентировочный материал.

Подрядными причины называют предложения, указывающие на причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечающие на вопрос почему? из-за чего? по какой причине?

Придаточные предложения причины присоединяются к главным союзами ибо, потому что, от того что, оттого что. Сообщение потому что, от того что, за то что иногда могут разъединяться; тогда запятую ставим перед союзом что:

Мы должны выиграть матч, потому что лучше подготовились к соревнованиям. — Мы должны выиграть матч потому, что лучше подготовились к соревнованиям.

Подрядными условия называют предложения, указывающие, при каком условии возможно то, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзом чтобы. В главном предложении употребляются указательные слова для того, с тем.

Сказуемое в придаточных предложениях цели чаще всего выражается неозначеной формой глагола: Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть (Народное творчество).

Вторая группа

Синтаксическая дуэль «Сложноподчиненные предложения с придаточными частями места, времени, попущение».

Учащиеся группы по очереди задают вопросы друг другу.

Ориентировочный материал.

Третья группа

Оформление опорной таблицы о сложноподчиненные предложения с подрядной частью образа действия, меры и степени, сравнительной.

На какие вопросы отвечает

Средства связи

Значение подрядной части

Примеры

как? каким способом? каким образом? в какой степени? насколько? подобно чему?

что, чтобы, как будто, словно или связующим словом как, так

указывает на образ действия или степень, о которых говорится в главной части предложения;

действие главной части сравнивают с действием подрядной

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Я был настолько счастлив, что хотел обнять целый мир.

Он готовился к завтрашнему дню, словно борец до неслыханного соревнования.

Четвертая группа

Составление схемы-алгоритма «сложноподчиненное предложение с подрядной следственной частью».

Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах.

Первая группа

Лингвистическое лото.

Группа получает карточки с разными видами СПП и карточки с классификацией предложений. Нужно совместить карточки в соответствии с предложенными предложениями и их характеристиками.

Вторая группа

«Собирание»»

— Подберите из текста СПП условия, следственные, цели, допустимые. По схеме охарактеризуйте одно (на выбор).

Каждый человек мечтает. Но одних мечты заставляют вознестись над землей так, что человек забывает о реальном мире. Других мечты ведут туда, где трудно распознать границы добра и зла. И есть еще третья категория людей, которые ради осуществления своей мечты постоянно самосовершенствуются.

Если у вас есть мечта, наметьте пути ее осуществления. Волшебная палочка — это вы сами. И, хоть жизнь иногда выставляет препятствия, смело двигайтесь вперед. Для того чтобы мечты стать реальностью, нужно не сидеть сложа руки.

Пусть ваши мечты сбудутся!

Схема анализа

Главное и придаточное предложение.
Вид придаточного предложения.
Средства связи (союзы, соединительные слова).
Значение подрядного предложения (указывает на цель действия, которое происходит в главном предложении; указывает на условие, при котором происходит действие в главном предложении; указывает на условие, вопреки которому происходит действие в главном предложении; указывает следствие действия в главном предложении).
Вопрос, на который отвечает подрядная часть.

Третья группа

Лингвистический фейерверк.

Учащиеся получают отпечатанные листы с предложениями, элементы которых расположены хаотично («по принципу взрыва»). Нужно восстановить предложения, указать вид подрядной части, расставить знаки препинания.

1 / Богом / счастливыми / того/люди/быть/чтобы/созданы/все / для

2 / учись / ты / за / если / отвечать / свои / активным / хочешь / сегодня / будущего / поступки/

создателем/своего/ быть

3/Какая/не / горькая / бойся / хоть / правды

4 / жизнь / г. Сковорода / поймал / мир/учился/что/не/да/все / ловил / и / жизнь

Четвертая группа «вкрапление».

— Подберите из справки нужны союзы, связующие слова к поданным сложноподчиненных предложений, определите вид подчинительной части.

Итоги. Рефлексия. Оценивание. Анкетирование.

Виды задач

Умею

Возникли

трудности

Не усвоил (-ла)

Определять вид придаточного предложения

Различать союзы и соединительные слова

Употреблять знаки препинания между частями СПР

«Незаконченное предложение».

— Я знаю…

— Я умею…

— Я научил (а)ся…

— Я понял(-ла)…

VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Напишите высказывание на тему «Познай самого себя — сделай свой профессиональный выбор», используя сложноподчиненные предложения с обставинними придаточными частями.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов