Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику русского языка для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. В книжке рассказано о построении и содержании учебника, представлено планирование работы, приведены конкретные советы о том, как учить наиболее трудные темы курса, предоставлены контрольные работы, дополнительный дидактический материал, который преподаватель сможет использовать на уроке.

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Тренировочные упражнения

Цель: углубить знания девятиклассников о сложносочиненные предложения; формировать умение правильно расставлять знаки препинания и интонировать сложносочиненные предложения; развивать творческие умения моделировать сложносочиненные предложения по данному началу или из нескольких простых предложений.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточные карточки, таблица

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Развитие поисковой познавательной активности учащихся.

Творческое наблюдение над речевым материалом с элементами анализа.

— Прочитайте текст молча. Определите тип и стиль речи.

— Подберите заголовок, который бы отображал тему текста. Аргументируйте свой выбор.

— Охарактеризуйте сложносочиненные предложения (определите строение, смысловые связи между частями).

— Подумайте, чем отличается интонация сложносочиненных предложений от интонации простых.

— Объясните употребление знаков препинания.

Материал для учителя.

Осанна — молитвенный возглас древних евреев и христиан; слава (хвала) Богу!

Руководство — полк наемного войска.

Осознание теоретического материала в процессе практической работы по теме. Коллективная работа с таблицей «смысловые связи в сложносочиненном предложении».

— Рассмотрите таблицу и расскажите о смысловых связях в сложносочиненном предложении. Примеры запишите.

Смысловые связи в сложносочиненном предложении

Комментарий учителя (информационная компетентность).

Смысловые связи между частями сложносочиненного предложения зависят как от семантики текста, так и от союзов.

Различают три основных вида связей в предложении: соединительные, противительные, разделительные.

Сложносочиненные предложения с связями передают события, происходящие (происходившие или происходящие) одновременно или последовательно. Для этого используют соответствующую интонацию и связующие соединения, и. да (и), нет…нет, нет, тоже. Например: Небо ночью чистое и видно звезды.
Сложносочиненные предложения с разделительными отношениями передают события, которые чередуются или исключают друг друга. Средствами связи в таких предложениях являются раздельная интонация и парные соединители…то. не то…не то, хоть…хоть, или…или. Например: Не то осенние воды шумели, не то ветер бился в заломах пропасть.

Интонация в предложении зависит от смысловых связей между его частями, а эти связи — от союзов. Различают два типа интонации сложносочиненных предложений: перечисление и сопоставление. При интонации перечисления в конце каждой части сложносочиненного предложения, кроме последней, повышается тон и делается пауза. Эта интонация присуща предложениям, передающим одновременность или последовательность событий. Например: На южном склоне холмика солнце уже растопило снег, и ветер шелестит густой осенней травой.
При интонации сопоставления в каждой части логический ударение падает на тот член предложения, который противопоставляется. Например: Добро не пропадает, а зло умирает (Род. творчество).

Части сложносочиненного предложения отделяют друг от друга запятой, точкой с запятой и изредка — тире.

Коллективная проработка материала.

Материал спроектирован на доску.

— Сформулируйте правила употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Сложносочиненное предложение

Знаки препинания: запятая (,), кромка с запятой (;), тире (—).

Кому следует ставить перед союзами (и), и, а, но, однако, зато, однако, чтобы, или, нет…нет, то…то. или…или. не то…не то. то…или.

Кому не ставят, если:

союз и, да (и), или, или — неповторим;
части имеют общий второстепенный член предложения;
обе части сложносочиненного предложения однотипные (именительные, безличные, восклицательные или вопросительные).

Точку с запятой следует ставить между усложненными или далекими по смыслу частями.
Тире следует ставить, если вторая часть предложения выражает вывод, следствие и произносится с резким усилением голоса.
Выполнение системы практических задач, направленных на формирование пунктуационных умений.

Исследования-анализ.

— Прочтите определенно предложение. Сделайте их интонационно-содержательный анализ.
— Запишите предложение, объясните пунктограмму «запятая и точка с запятой в сложносочиненном предложении».

— Исследуйте, соединяющих повторяющиеся союзы во втором предложении — однородные члены или части сложносочиненного предложения. Свой ответ аргументируйте.

Развитие речи учащихся.

— Прочитайте начало текста. Продолжите его размышлением о том, есть ли у вас сила духа и как вы ее воспитываете. В высказывании используйте сложносочиненные предложения. Объясните знаки препинания.
— Есть ли в вашем коллективе недисциплинированные одноклассники? Как к ним относятся?

— Какие советы следует давать таким людям? Сформулируйте их, придерживаясь культуры речи.

Творческое моделирование.

— Смоделируйте сложносочиненные предложения, подобрав первую часть так, чтобы запятая между ними не ставилась.

— Сделайте синтаксический разбор первых трех предложений.

Лингвистическое исследование.

— Прочитайте предложение. Выясните, чем обусловлена выраженность сложносочиненных предложений, с каким стилем речи связано их употребление.

Методический комментарий.

Анализируя смысловые связи и интонационный оформления представленных сложносочиненных предложения, ученики приходят к выводу, что тире ставится, во-первых, если части сложносочиненного предложения выражают скорую или неожиданную смену событий, мыслей или резко противопоставляются; во-вторых, если есть интонация сопоставления (первая часть произносится высоким тоном, а вторая — ниже). Итак, тире в сложносочиненных предложениях, как правило, указывает на дополнительные смысловые, эмоциональные и стилистические оттенки.

Обобщение н систематизация знаний учащихся по теме.

Коммуникативный практикум.

Ученики объединяются в малые группы (5-6 человек) и распределяют роли: спикер (руководитель группы), секретарь (ведет записи), посредник (следит за временем и поощряет группу к работе), докладчик (высказывает мнение группы и результаты ее работы).

— Распределите вопросы по разделу «Сложносочиненное предложение» между группами и обсудите, как самое интересное дать ответ на него.

Какие знаки препинания нужно ставить в сложносочиненных предложениях?
Выясните, почему в поданном предложении запятая не ставится. Приведите собственные примеры.

Вдали качались деревья и сыновей задуман прибой.

Сформулируйте правила употребления точки с запятой и тире в сложносочиненных предложениях. Приведите примеры.
Охарактеризуйте интонационные особенности сложносочиненных предложений.

VII. Контрольно-рефлексивный этап.

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

По представленным началами образовать сложносочиненные предложения со связующими союзами. Поставить знаки препинания.

В пристанционном скверике отозваться соловьи…
На дворе никого не было…
В темноте улицы вспыхнули фары…
Вдруг раздалась команда…
Гремели выстрелы салюта…
На Днепре дрожали огоньки…

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов