Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Предоставленный учебник входит в состав разработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК «Русский язык. 9 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. Учебник адресован ученикам и содержит материал для закрепления и проверки в формате ГИА (ОГЭ) знаний, полученных на уроках, подготовки к выполнению творческих заданий, выработки умений работать с проектами.

Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Сложноподчиненные предложения с подрядными изъяснительными

Цель: углубить знания о сложноподчиненное предложение, его строение и средства связи; научить определять подрядные изъяснительные части, позицию их соответственно к главной части; развивать организационно-контрольные умения оценивать роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными в текстах; совершенствовать творческие умения моделировать сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными согласно цели и обстоятельств общения и использовать их в устных и письменных высказываниях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков (формирование языковой и речевой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Блиц-опрос.

Какие предложения называют сложными?
Какие сложные предложения называют сложноподчиненными? Приведите примеры.
Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложения.
Как различить подрядные союзы и соединительные слова?
Какие вы знаете виды подрядных предложений?
Какие знаки препинания ставятся между частями сложноподчиненного предложения?

III. Установочно-мотивационный этап.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Наблюдение с элементами анализа.

— Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите союзы, а также соединительные и указательные слова как члены предложения). Назовите виды подрядных предложений.

Я опять соскучился по тебе чудесное море где не раз я слушал мерный шум прибоя в предвечернее тихое время.
Мы поедем в город, где родился известный поэт(.
Все что хорошее в природе все что честное в народе расцветает в эти деньки.
Изучение нового материала.

Материал для учителя.

Подрядное изъяснительное объясняет сказуемое в главном предложении. Без подрядной изъяснительной части строение и содержание сложноподчиненного предложения незавершенные, неполные. Подрядное изъяснительное отвечает на вопросы косвенных падежей. Например: мы стремимся, (чего?) чтобы юность была озарена благородным общественным мужеством.

С главным предложением Подрядное изъяснительное соединяется с помощью: связующих слов Кто, который, чей, который, где, куда, когда, как; соединителей что, как, Чтобы, будто, языков, как будто, или.

Зачастую подрядные изъяснительные зависят от глаголов со значением: речи (говорить, говорить, рассказывать, сообщить, спросить, объяснить, напомнить и т. п); мышления (думать, предполагать, удостовериться, вспоминать, понимать и т. п); ощущение, восприятие (видеть, замечать, слышать, чувствовать, гордиться, желать и т. п).

Подрядные изъяснительными предложения могут зависеть от наречий( известно, разумеется, видно, надо, сожаление и т. п.), прилагательных и причастий (уверен, рад, доволен, убежден и т. п.).

Примечание. Подрядные изъяснительными могут формально зависеть от указательного местоимения в головной части. Он не имеет конкретного значения, употребление его обязательно.

Подрядная часть относительно главной может занимать любое место.

Счастлив [тем], (чем?) что живу тобой. Отчизна родная — зелие надежд.

Я только сейчас понял до слез, что вы уже не вернетесь в дом.
Я смотрю из-под ресниц, как цветет за> окном даль.

Обратите внимание! Разновидностью сложноподчиненных предложений с подрядными изъяснительными являются предложения с косвенным вопросом. Например: Учитель спросил, кто написал произведение. В этом предложении вопрос поданное не прямой речью, а подрядной частью, а потому этот вопрос и называют косвенным.

Исследование-объяснение.

— Запишите сложноподчиненные предложения с подрядными изъяснительными. Исследуйте их и объясните, к каким словам относится изъяснительная часть, какими союзами или соединительными словами присоединяется.

Меня уже не раз спрашивали, почему не обратно иду, не от фронта, а вслед.
А потом я убедился, что дед говорил правду.
Мне сначала даже показалось, что летаю на одном месте.
Я со страхом чувствую, как где-то глубоко в душе связывается и растет сумм.
Я пытался представить себе, какие у собаки глаза.
Любил эти тихие, кроткие рассказы о папе, слышал их от многих людей и часто думал, почему же никто не вступился за него?.
Выборочное письмо.

— Прочитайте. Выпишите сложноподчиненные предложения с подрядным изъяснительными.

Творческое конструирование.

— Представленные простые предложения перестройте в сложноподчиненные с изъяснительной частью и запишите.

Учитель посоветовал ученикам использовать дополнительную литературу.
В ночной тишине я услышал крик совы.
Из окна поезда я наблюдала за сменой пейзажей.
Всех присутствующих на концерте попросили выключить мобильные телефоны.
Нас приятно поразило убранство, оригинальное освещение сцены Евровидения.

— Составьте схемы записанных предложений.

Исследования-восстановление.

— Дополните предложенные конструкции, образовав сложноподчиненные предложения с подрядным изъяснительными.

Отец знал, когда…
Ученики утверждали, будто…
Всем было известно, как…
Светлану Алексеевну беспокоило, что…
Прохожие поинтересовались, или…
Владелец магазина требовал, чтобы…
Администрация заведения получила сообщение, что…

Лингвистическое исследование.

— Прочитайте предложение. Исследуйте, может ли подрядная изъяснительная часть стоять перед главной частью или в середине ее.

Среди большой тишины слышалось только, как шелестели листочки.
Кто побывал в горах, тот никогда не забудет их величия и красоты.
Мне сначала даже показалось, что летаю на одном месте.
Примкнув ресницы, стоит в задумчивости осеннее утро, прислушивается к тишине.
Старый звонарь одного давнего вечера рассказывал, как где девушки колоколами привлекали мальчишники сердца.
Вы знаете, как пахнет хлеб?.

7.1 без слов я все пойму, что имеешь сказать мн.

— Определите, что означают глаголы, к которым относятся подрядные изъяснительными части:

процесс вещания;
умственную деятельность;
волеизъявление, побуждение;
ощущение, психические процессы и тому подобное.

— Исследуйте, какое из предложений не является сложноподчиненным с подрядным изъяснительным. Ответ обоснуйте.

Работа у доски.

— Проанализируйте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определите их характерные признаки.

Люблю, когда в окно раскрытое беспечально шумят деревья.
Хотел бы я знать, о чем тот ручеек в мечтах своих шумит между травой.
Ты слышишь, как волны клекочут и уже не возвращают назад.
Ночью трудно было угадать, есть ли близко от этого места большой дом.

Творческое моделирование.

— От поданных простых предложений образуйте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными признаковыми и подрядными изъяснительными.

Неполными называют предложения с пропущенными членами.
В воздухе пролетали снежинки.
Какие цветы расцветают весной быстрее?
Людей вовремя предупредили о резком похолодании.
Учитель посоветовал нам читать больше художественной литературы.

— Определите, есть ли разница в содержании между простыми и сложными предложениями. Подберите по одному предложению каждого вида и сделайте их синтаксический разбор.

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Незаконченное предложение».

— На уроке самым сложным было…

— Я научил (а)ся…

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обязательное: проработать теоретический материал учебника, выполнить упражнение.
По желанию: составить рекомендации по изучению устного народного творчества, используя лишь сложноподчиненные изъяснительные предложения.
Опережающее задание: обработка лингвистической информации учебника в группах: 1-я группа — устное высказывание «Сложноподчиненное предложение с подчинительной частью условия, причины, цели»; 2-я группа — синтаксическая дуэль «Сложноподчиненные предложения с придаточными частями места, времени, попущение»; 3-я группа — оформление опорной таблицы о сложноподчиненные предложения с подрядной частью образа действия, меры и степени.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов