Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику Тростенцовой Л.А. и др.

Рабочая тетрадь поможет организовать самостоятельную работу по орфографии и пунктуации, что даст возможность учащемуся целенаправленно совершенствовать умения и навыки в области правописания. Тетрадь позволяет эффективно использовать не только традиционные формы учебной деятельности, но и современные приёмы, представленные в учебниках русского языка Л.А. Тростенцовой и других..

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Формат: pdf

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику Тростенцовой Л.А. и др.

Сложноподчиненные предложения с придаточными значительными, объяснительными и обстоятельственными. Тренировочные упражнения

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным материалом по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»; развивать память, умение делать выводы, применять теоретические знания на практике, развивать культуру устной и письменной речи; воспитывать любовь к родному краю, обычаев и обрядов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийные средства.

Ход урока

Организационный этап.
Проверка домашнего задания.

III. Установочно-мотивационный этап.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация обучения.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя.

Творческий диктант

— Замените, где возможно, Причастию и деепричастию обороты подрядными предложениями.

Столетние дубы, услышав впервые стук топора, наклонились.
Степ, стряхнув с себя росу и согнав неприметные тени, горит ровным желто-зеленым цветом.
Деревья, напоенные утренней росой, стояли как завороженные и не шевелились.
Купаясь в ласковом свете утреннего солнца, поднимается в голубую высь серенький лесной жаворонок.
Много клеток водорослей, падая в воду, быстро развивается.

Работа в парах (группах). Конструирование предложений.

Все пути ведут меня в тот край…
Мы любим поющее наше слово…
Люблю ту землю…
Над домом кружили журавли…

Работа с учебником.

Выполнение упражнения.

Синтаксический практикум.

Кто запретит мне любить кого-то так, как сердце велит?.
Жизнь не кончается смертью, если остается сад.

Спишите приведенные сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните средства связи между главной и подчиненной частями.

Запишите предложения, подбирая подходящие по смыслу средства связи между главной и подчиненной частями. Укажите вид сложноподчиненных предложений по значению.

Ветерок на верхушках деревьев перебирал листья,… почтальон перебирает письма.
Небеса.,.. сегодня тихое, синее и глубокое, наливает море лазурью.

Дополните приведенные главные части придаточными. Определите вид образованных сложноподчиненных предложений.

Свежий ветер повеял с моря…
Высокие горы бросали тень на дорогу…

Используйте приведенное простое предложение как главную часть и дополните ее возможными видами обстоятельственных придаточных частей. Указывайте вид образованных сложноподчиненных предложений.

Зеленый остров расцветал желтыми цветками.

Запишите предложения, заменяя средство подрядной связи синонимичным. Определите вид сложноподчиненных предложений по значению.

Выясните вид поданных сложноподчиненных предложений со связующим вроде.

Мне снилось, будто я летаю(.
Они так на земле делали, будто имели работу за счастье.
Облака зашатались, будто страшные снежные горы двинулись с места.

Замените приведенные сложносочиненные предложения близкими по смыслу сложноподчиненными. Укажите их вид по значению.

Растают снега, и потекут весенние ручьи, умывая землю.
Солнце давно зашло за горизонт, однако еще было видно.

Тестовые задания.

Укажите сложноподчиненное означающее предложение.

Странно и жалостно время думать, что нет в нас силы и ясности духа проникнуться ежедневным пониманием счастья жизни, меняющегося в постоянной драме.

Небо и вода медленно укрывались позолотой, которая высоко над головой и у самого берега превращалась в прозрачную лазурь.

Созерцаю, как лес прорастает осенней синью.

Или же можно забыть, как шумели рощи в моей стороне?

Обозначьте сложноподчиненное изъяснительное предложение.

Моя душа никогда не забудет того подарка, что весна дала.

В Чудно было смотреть, как жаворонок, дергая крылышками, поджав корявые ножки, замер в пространстве.

Выделите сложноподчиненное обстоятельственное предложение места.

Найдите сложноподчиненное обстоятельственное предложение времени.

Жизнь не кончается смертью, если остается сад.

если бы я беспокоился лишь о себе, уже бы онемел давно от уединения.

Если придет грусть, то не думай ее развести в веселье шумных.

Человек живет до тех пор, пока сад сажает или иное дело делает.

Укажите сложноподчиненное обстоятельственное сравнительное предложение.

Кто запретит мне любить кого-то так, как сердце велит? (О. Туринский).

мост обвалился, утонул, Как тонут в штормах где-то корабли.

Не так теперь и в аду стало, как в старину когда-то бывало.

Найдите сложноподчиненное обстоятельственное предложение цели.

глухая тревога стучится в сердце, как будто хочет туда войти.

человек недаром прожил возраст, если посадил хоть одну древесину.

Найдите сложноподчиненное обстоятельственное допустимое предложение.

А Темно, душно, парно, как бывает душно и парно летней ночью перед дождем.

День стоял душный, несмотря на то что капли вчерашнего обильного дождя искрились на траве.

Творческое моделирование.

— Из представленных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы или соединительные слова (что, который или другие). Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Все обычаи и народные обряды веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и является для души бальзамом. Этот бальзам наполняет ее мощной силой. Обычаи и народные обряды на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека.

Итоги. Рефлексия.

«Незаконченное предложение».

— Я знаю…

— Я умею…»

— Я научил (а)ся…

— Я понял(-ла)..,

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Повторить изученный теоретический материал о сложноподчиненное предложение; составить диалог с одноклассником «Моя профессия», используя сложноподчиненные предложения.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов