Русский язык. 9 класс. Учебник. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.

Учебники переработаны и дополнены в соответствии с требованиями Обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура учебников соответствует программам по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Русский язык. 9 класс. Учебник.  Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Учебник. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.

Требования к речи. Речевая ситуация. Особенности ориентировки в ситуации общения в интернет-пространстве, в частности в соцсетях. Избегание нежелательного и опасного общения, противостояние манипулятивным воздействиям

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о требованиях к речи, языковые нормы, совершенствовать умения и навыки замечать и исправлять языковые и речевые ошибки, правильно и коммуникативно целесообразно использовать языковые средства; углубить знания о речевую ситуацию как организационный фактор речевой деятельности, анализировать речевую ситуацию, определяя адресата и адресанта речи, мотив и цель, формировать умение строить общение в зависимости от ситуации; выяснить особенности ситуации общения в Интернет пространстве, в частности в социальных сетях; наметить пути избежания нежелательного и опасного общения, противостояния манипулятивным воздействиям; побудить к размышлению о необходимости языковой самообразования и непрерывного самосовершенствования; развивать коммуникативно-речевые умения, мышление, культуру устной и письменной речи; воспитывать тактичность, вежливость, уважение к собеседникам.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Опережающее задание: учащиеся готовят мини-сообщения, презентации на темы «Лексика киберпространства», «Опасность в Интернете (фитинг, Ход урока

Организационный этап.
Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.
— Что такое язык?

— Что такое речь?

— В чем состоит различие между языком и речью? Можно ли овладеть речью, не

овладев языком?

Работа с текстом.

— Выберите из справки и вставьте вместо точек пропущенные слова или цифры. Объясните значение ключевых слов-терминов.
Слово учителя.

Речь человека — ее визитная карточка. Если человек владеет культурой речи, то о ней говорят, что это человек развитого интеллекта и высокой общей культуры.

Методическая ремарка.

Информацию можно спроектировать на экран, либо распечатать для каждого ученика, или ее озвучит для всего класса учитель.

Основные требования к речи:

1) содержательность (нужно продумывать текст и основную мысль высказывания; раскрывать их полно; говорить и писать только то, что хорошо известно; не говорить и не писать лишнего);

2) правильность и чистота (соблюдать нормы литературного языка);

3) точность (подбирать слова, которые наиболее точно передают смысл высказывания);

4) логичность и последовательность;

5) богатство (использовать разнообразные языковые средства, избегать неоправданных повторов, однотипных конструкций предложений);

6) уместность (учитывать, кому адресовано высказывание, как оно будет воспринято за определенных обстоятельств);

7) выразительность и образность (быть оригинальным в высказывании и уметь влиять на собеседника).

Слово учителя.

Язык наш богат, ему свойственна развитая синонимика и вариантность на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Наша задача — развить в себе способность оптимального выбора языковых средств в соответствии с предмета разговора, собеседника, речевой ситуации. Понятие «речевая ситуация» является базовым понятием лингвопрагматики — науки, изучающей, как человек ведет себя в процессе речевого общения и как использует язык для воздействия на адресата. От чего зависят особенности речевого поведения человека? Как оказалось, от многих причин и факторов. Совокупность этих факторов и называется речевой ситуацией.

Методическая ремарка.

Составляющие речевой ситуации:

наличие адресанта (говорящий, пишущий) и адресата (слушающий, читающий);
мотив — то, что побуждает к речи (потребности в высказывании, желание спросить, сказать, выразить отношение к каких-либо событий, фактов, явлений);
цель — то, чего говорящий хочет достичь своим высказыванием;
место общения.

Ситуации речи реализуются в различных сферах: социально-бытовой; общественно-политической; социально-культурной и профессионально-трудовой.

Задача «Моделирую ситуацию».

Коллективная работа.

— Представьте, что вы переехали в новый дом и написали письмо своему другу, поделившись впечатлениями о новом жилье, о переезде в целом. Подумайте, кто является адресантом и адресатом речи. Определите мотив, цель и содержание высказывания.

Работа в группах.

Группа 1. Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе и ищете нужную улицу. С какими словами вы обратитесь к прохожему, который спешит? Что скажете на прощание?

Группа 2. Вы не согласны с высказанным мнением собеседника. Как вы об этом скажете ему? Предложите несколько вариантов.

Группа 3. Вы хотите попросить прощения у товарища, которого вчера безосновательно оскорбили. С какими словами обратитесь к нему? Предложите несколько вариантов.

Группа 1. Сформулируйте правила речевого этикета, которые касаются разговора по телефону.

Группа 2. Запишите основные формулы выражения просьбы и благодарности.

Группа 3. Перечислите и охарактеризуйте (устно) основные невербальные средства общения. (Прогнозируемый ответ: улыбка, взгляд, движения головы, бровей, движения рук, положение ног, поза, походка, покашливание, интонация и тому подобное). С помощью невербальных средств передайте различные чувства радость, пренебрежение, презрение, восхищение, удивление, разочарование, гнев.

Коллективная работа.

— Рассмотрите схемы. Что они иллюстрируют? Назовите другие сферы вашего общения с окружающим миром.

Я ←→ МОЯ СЕМЬЯ (мать, отец, сестра или брат)

Я ←→ ШКОЛА (одноклассники, учителя)

Я ←→ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО

Я ←→ КОМПЬЮТЕР

Слово учителя.

В конце XX в. благодаря развитию компьютерных технологий появилось так называемое виртуальное общение-общение с виртуальным собеседником в виртуальном пространстве с помощью электронных средств. Общение в Интернете приобретает большое значение и постепенно становится одним из основных видов коммуникации людей в мире.

Беседа.

— Какие есть формы общения в Интернете? (Телеконференция, чат, веб-пейджеры, форум, социальные сети, электронная почта…)

— Кто такая «виртуальная личность»? («Виртуальная личность», в простейшем ее определены, это личность, которая «проживает» в «киберпространстве»).

— В чем позитив общения в Интернете?

— В чем заключаются недостатки виртуальной коммуникации?

— Что такое интернет-зависимость? Симптомы? Кто виноват? (В развитии интернет-зависимости, и снижении уровня речевого человека виновата не Всемирная сеть, а сам человек и личные черты его характера).

— Какие особенности стиля интернет-общения? (Интернет-стиль-новое речевое явление: он сочетает отдельные черты разговорного, художественного, публицистического, официально-делового и научного стилей. Кроме того, в сети стирается разница между: устным и письменным вещанием. Как известно, единицей устной речи является диалог. Единицей письменной речи является текст, который должен быть унифицированным, стандартизированным и нейтральным. На экране монитора смешивается устная и письменная речь, стирается граница между диалогом и монологом, а также имеющаяся эмоциональная окрашенность. Изменить ситуацию невозможно из-за разного языкового уровня посетителей интернета. Но ни одному стилю такие тексты не отвечают).

Ученики анализируют свои достижения в процессе работы, выясняют практическое значение проработанного материала для собственного жизненного опыта.

Учитель характеризует проведенную учебно-поисковую деятельность учащихся, намечает перспективы дальнейшей работы по изученной теме.

Задача «Народ скажет, как завяжет».

— Раскройте значение поданных пословиц и поговорок. Сформулируйте по пословицам правила красноречия.

Говорите так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
Что должен говорить-наперед обдумай.
Лучше не договорить, чем переговорить.
Умей вовремя сказать и вовремя замолчать.
Умеешь говорить — умей слушать.
Лучше молчать, чем врать.

Слово учителя.

Искусство общения, культура речи — это общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, пожелания, прощания, приглашения, прочее. Немалое значение имеет и тон разговора, умение выслушать другого, вовремя и уместно поддержать тему. Внимательность, вежливость и вежливость — основные требования языкового этикета. Стремитесь к тому, чтобы общение с вами было приятным и полезным.

Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Составить конспект, терминологический словарь или таблицу (на выбор) «Культура речи в Интернете».
Подготовиться к дискуссии по теме «нужна Ли культура речи в время Интернета?».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов