Русский язык. 9 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др

Русский язык. 9 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др
5 (100%) 1 vote[s]

Учебник подготовлен для 9-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует ФГОС общего образования, является продолжением непрерывного курса русского языка для начальной и основной школы и входит в комплект учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Продолжает основные содержательно-методические линии развития учеников средствами предмета: формирование функциональной грамотности учеников.

Русский язык. 9 класс. Формат: pdf

Русский язык. 9 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Прямая и косвенная речь (повторение и углубление). Знаки препинания при прямой речи (повторение и углубление изученного)

Цель: углубить знания о прямую и косвенную речь; формировать умения находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания и интонировать предложения с прямой речью; развивать творческие умения составлять предложения с прямой речью, а также использовать их в устном и письменной речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: учебник, дидактический материал, мультимедийные средства.

Эпиграф к уроку:

«У нас превыше всего честь и слава...»

Ход урока

Организационный этап.
Актуализация и коррекция опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Мозговой штурм.

— Что вам известно о прямом и косвенном языке из предыдущих классов?

— С какой целью люди используют прямую речь?

— Какую структуру имеют предложения с прямой речью?

— Вспомните интонационные особенности прямой речи. Приведите примеры.

III. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация умения.

Восприятие и осознание учениками новых знаний.

Вступительное слово учителя (информационная компетентность).

В процессе общения у говорящих возникает потребность передавать или воспроизводить высказывания других. Есть прямая передача чужой речи (прямая речь, диалог, цитата) и косвенная речь.

Сегодня на уроке вы научитесь находить предложения с прямой и косвенной речью, цитатами, репликами диалога и определять особенности их выразительные возможности; приобретете знаний о знаках препинания при прямой речи, цитатах, диалоге и сможете их обосновывать; разовьете умения и навыки заменять прямую речь косвенной и сравнивать выразительные возможности различных способов передачи прямой речи; осознаете роль предложений с прямой речью и диалогов в процессе создания устных и письменных высказываний различных видов.

Комментарий учителя.

Прямая речь — это чужая речь, переданная дословно, с полным сохранением смысла и интонации. Например: «Я буду брать себя в руки», — обещает Рубин.

Косвенная речь — это чужая речь, переданная только с сохранением содержания высказываемой мысли без сохранения формы и интонации высказывания. Например: Рубин обещал, что будет брать себя в руки.

Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на то, кому она принадлежит. Слова автора могут стоять перед прямой речью, в середине и после нее:

«Расскажите, пожалуйста, мне о вашей родине», — попросил скульптор, закладывая ногу на ногу.
Дети говорят: "Мы Отчизну нашу любим святую!»

«Да вы смеетесь? — воскликнул лейтенант. — Не видите, какая это у меня радость?»

Прямая речь и слова автора произносят с разной интонацией. Прямую речь передают повествовательными, вопросительными, побудительными предложениями.

Слова автора сопровождаются повествовательной интонацией. Если слова автора стоят перед прямой речью, они произносятся с понижением голоса и небольшой паузой. Например: он улыбнулся с снисходительным пренебрежением: «жизнь, она научит... Научит калачи с маком есть „» о. Гончар). Слова, стоящие после прямой речи, произносятся немного ускоренно и с понижением голоса. Например: «А теперь расскажи нам, Нателло, — улыбаясь, говорил инженер, — как ты открыла Оленье источник?“.

Слова автора, стоящие в середине прямого языка, делят предложения на три части. Первая часть прямой речи произносится с повышением голоса, вторая — в зависимости от цели высказывания, а слова автора выделяются паузами с обеих сторон и произносятся с интонацией вводных слов, с понижением голоса в конце. Например: «Мама! — радостно закричал паренек, срываясь нагло из долгой задумки. — Знаешь, мама, что?».

Выборочная работа на основе текста (информационная, общекультурная компетентность).

— Прочитайте текст, следуя соответствующей интонации. Найдите и выпишите предложение с прямым языком. Какое значение они придают высказыванию? Проанализируйте их структуру.

«У нас превыше всего честь и слава...»

Добродушие, бескорыстие, щедрость, склонность к искренней дружбы — все это черты характера, которыми славились запорожские казаки. Кроме того-высокая любовь к личной свободе, а также глубокое уважение к старшему поколению: старым казакам и залуженным воинам.

«Относительно других людей, — писали современники, — запорожские казаки всегда были гостеприимными и приветливыми». Этот обычай, конечно, был у запорожцев не только к приятелям и знакомым, но и к посторонним людям.

Один из современников рассказывает: «Хотя в Сечи жили люди разного состояния, но там царила такая честность и безопасность, что можно было на улице оставить свои деньги, не боясь, что их украдут».

«Братья-запорожцы, у нас над усе честь и слава, военное дело...» — говорили казаки.

Комментируемое письмо.

— Запишите предложение. Укажите прямую речь, охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Объясните знаки препинания.

.Творческая лаборатория.

— По представленным схемам составьте предложение с прямым языком.

.Пунктуационный практикум (компетенция саморазвития и самообразования).

— Расставьте нужные знаки препинания.

Говорят как-то поляки запорожцам Мы вот воюєм всегда за честь а вы за деньги. Чего кому не хватает тот за то воюет отвечающие казаки (народное творчество).
1. Вот здесь заложим дом для себя и для тех купцов, что сюда будут приезжать сказал самый старший Кий. 2. Аскольд и Дир увидели красивый город над рекой вошли к нему и сказали киевлянам Мы будем у вас княжить будем вас защищать перед нападениями чужих племен.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Работа в парах (компетентность продуктивной творческой деятельности).

— Допишите к словам автора прямую речь. Запишите предложения с прямым языком, учитывая все разновидности их оформления. Перестройте предложение с прямым языком на косвенный язык.

Девушка сказала...
Виктор удивленно воскликнул...
Отец посоветовал дочери...
Студенты решили...
Прохожий спросил у меня...
Преподаватель сообщил...

Синтаксический конструктор.

— Поставьте при прямой речи (1) слова автора (2) во всех возможных позициях.

«Что такое человек, как подумаешь об этом? Большой умом человек, но не может постичь он всех чудес Земли»»
Писал почти девятьсот лет назад Владимир Мономах.

— Начертите схемы поданных предложений.

Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение» (компетенция саморазвития и самообразования).

— На уроке мы повторили информацию об...

— Прямая речь — это...

— Косвенная речь — это...

— Сопровождают прямую речь...

— Интонационно прямую речь передают...

VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению (компетентность продуктивной творческой деятельности).

Проработать теоретический материал учебника, выполнить упражнение (достаточный уровень).
Выписать из художественной литературы пять предложений с прямой речью разной структуры. Начертить их схемы. Обозначить силу голоса в соответствии с правильного интонирования предложений (высокий уровень).

[свернуть]

Похожие страницы

Русский язык. Учебник. 5 класс. Часть 1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др
views 64

Пособие входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования линию УМК Т. А. Л...
Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др
views 54

Рабочая тетрадь адресована ученикам, которые сталкиваются с разными по степени и характеру трудностями при усвоении материала учебника. Различные дифф...
Готовимся к олимпиаде по русскому языку. 5-11 классы. Казбек-Казиева М.М
views 42

Учебник включает советы и рекомендации для подготовки к любому виду олимпиад по русскому языку, проводящихся в школе, городе, районе или области. Учеб...
Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н
views 32

Эта небольшая книга — рабочая тетрадь по русскому языку. В ней содержатся задания и упражнения, которые нужно выполнять в специально отведённых полях ...
Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н
views 32

Рабочая тетрадь по русскому языку в 2-ух частях адресована ученикам и является составной частью УМК по русскому языку для 5 класса авторов Л.М. Рыбчен...
Русский язык. 6 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др
views 19

Дидактические материалы подготовлены к переработанному изданию учебника «Русский язык. 6 класс» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой ...