Русский язык. 8 класс. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю.

Книга содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала, который сгруппирован в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса русского языка 8 класса. Каждая работа представлена в 4 вариантах и рассчитана на 15 минут. Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).

Русский язык. 8 класс. 52 диагностических варианта. Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю.

Безличные предложения. Тренировочные упражнения

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о безличные односоставные предложения, способы выражения в них главного члена; научить определять безличные предложения в тексте, правильно использовать в устной и письменной речи; развивать логическое мышление, творческие умения; с помощью дидактического материала воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенций).

Средства обучения: учебник, схема алгоритма (ее содержание в конспекте урока), дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

Выполнение индивидуальных заданий.

— Подчеркните в предложениях грамматическую основу. С помощью алгоритма определите тип предложения.

Карточка № 2

Полуденная жара… Утомленная земля тяжело дышит, вздыхает. Вокруг так мало зелени. Хочу найти хоть маленький тень и спрятаться там, вдохнуть свежего воздуха. Но надо идти. К вечеру должен прибыть на станцию.

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

Блиц-опрос (компетентность саморазвития и самообразования).

— Какие предложения называют односложными?

— Чем двусоставные предложения отличаются от односоставных?

— Нужен ли второй главный член односложному предложению? Почему?

— Какова роль односоставных предложений в речи?

— Какие есть виды односложных предложений?

IV. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

V. Осознание теоретического материала в процессе практической работы по теме. Лингвистическое наблюдение с элементами анализа.

— Сравните представленные в двух колонках предложения.

2. Здесь можно увидеть деревянные церкви, древние крестьянские дома.

3. В роще пахнут разнообразные цветы.

3. В роще пахнет разнообразными цветами.

4. За окном наступает рассвет.

4. За окном светает.

5. Вокруг все казалось сказочным.

5. Вокруг действительно было сказочно.

— Чем выражен главный член в безличных предложениях?

— На что могут указывать безличные предложения?

— Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Найдите односоставные безличные предложения, в которых действие или состояние мыслится независимо от лица.

— Сделайте вывод о стилистической роли безличных предложений в речи.

Методический комментарий.

Уместно употреблять безличные предложения в художественных описаниях природы и переживаний человека, когда он остается один на один с природой. С помощью таких предложений воспроизводится напряженное душевное состояние персонажа или автора.

Работа с учебником (информационная компетентность).

На основе осознанного теоретического материала ученики составляют таблицу «Безличное предложение».

Художественный и разговорный стиль, редко — научный.

Объяснительный диктант.

— Запишите безличные предложения. Выделите у них главный член. Выясните, чем он выражен.

1. В сосновом лесу тихо и спокойно. 2. Так грустно стало на душе от опавшего осеннего листочка.

«Закодируй предложение».

— Прочитайте безличные предложения. Найдите у них главный член. Цифрами обозначьте способ его морфологического выражения:

1-безличный глагол;

2 — личное глагол в безличном значении;

3 — наречие (слово категории состояния);

4 — безличная форма на -но, -то;

5 — инфинитив.

Исследования-сопоставление.

— Исследуйте, в каких предложениях выделенные глаголы выполняют роль сказуемого двусоставного предложения, а в каких — роль главного члена безличного предложения.

Исследования-восстановление.

— Восстановите безличные предложения, употребляя слова в скобках, в соответствующей форме. Укажите на значение, выражающее главный член в этих предложениях.
— Проанализируйте восстановленные безличные предложения. Исследуйте, какое предложение является «лишним». Свой выбор обоснуйте.

Лингвистический эксперимент.

— Замените двусоставные предложения синонимичными безличными. Проследите, как изменился характер высказываемой мысли. Образуйте по образцу безличные предложения, трансформировав поданные синтаксические конструкции. Укажите способ выражения главного члена. Исследуйте, изменяется ли содержание предложений при их трансформации.

Образец. На улице пахнет весна. — На дворе пахнет весной.

1. Весенняя вода размыла дороги до села. 2. В лесу запахли первые цветы и зеленая трава. 3. Волонтеры посадили березовую рощицу у дороги. 4. В парке мы дышали легко, полной грудью. 5. Я захотела весенними красками этот день нарисовать. 6. Верховье деревьев тронул ветерок. 7. Этот неповторимый пейзаж мы не забудем. 8. Плесо озера покрылось золотыми звездочками листочков.

Творческое конструирование.

— С данными словами составьте пары предложений.

Подчеркните грамматические основы.

Темнеет, затихло, шумит, ждать, думать, хорошо.

VI. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

VII. Итоги. Рефлексия. Оценивания (компетентность саморазвития и самообразования). Лингвистическая беседа.

— Какие односоставные предложения называют безличными?

— Чем выражен главный член в безличных предложениях?

— В каких стилях речи чаще всего употребляются безличные предложения?

— Какова роль безличных предложений в речи?

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обоє’язкове: изучить теоретический материал учебника, выполнить упражнение.

По желанию: написать сочинение-миниатюру на тему «Наедине с природой», используя безличные предложения.

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.