Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

В поурочных разработках к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс» представлены конкретные уроки с большим выбором дифференцированных форм работы: словарными диктантами, обобщающими таблицами, контрольными тестами и пр., даны советы и рекомендации, как сделать занятия живыми и необыкновенными, используя уроки-конкурсы, уроки-диспуты, уроки-семинары и уроки-практикумы. В книге обобщён многолетний и успешный опыт творческого педагога.

Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Простой и сложенный сказуемый (именной и глагольный). Тире между подлежащим и сказуемым. Способы выражения сказуемого. Согласование главных членов предложения

Цель: углубить знания учащихся о видах сказуемый, ознакомить со способами выражения простых и составных сказуемый, их глагольной и именной части; сформировать умение отличать составлен именной сказуемое от простого и составного глагольного; развивать умение и навыки правильно ставить тире между подлежащим и сказуемый, обосновывать употребление знаков препинания с помощью изученных правил, путем тренировочных упражнений совершенствовать культуру собственной речи; развивать память, логическое мышление, внимание.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

.Ход урока

I. Организационный этап (социальная компетентность).

II. Проверка домашнего задания (компетенция саморазвития и самообразования!

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

Творческое наблюдение с элементами анализа (коммуникативная компетентность, компетентность личностного развития).

— Прочитайте спроектированный на экран текст. Подберите заголовок.

Повторение сведений о главных членах предложения.

Беседа с учениками.

— Какие члены предложения называют главными? Почему?

— Какой член предложения называют подлежащим?

— Какую роль в структуре предложения выполняет подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— Приведите примеры составленного подлежащего.

— Какой член предложения называют сказуемым? Что известно о сказуемом из предыдущих классов? Работа у доски.

— Найдите в представленных предложениях главные члены предложения, укажите способ выражения подлежащего.

1. Я люблю свою Родину. 2. Испокон веков любили украинцы калину. 3. Радуют глаз ягоды калины. 4. О красной Калине люди сочинили много песен. 5. Двое учеников сидели под калиной.

— Приведите примеры предложений, чтобы подлежащее выражался и другими частями речи.

Творческая лаборатория (компетенция продуктивной творческой деятельности).

— Перестройте представлены односоставные предложения в двусоставные, определите виды подлежащих, грамматические основы новых предложений.

1. Здесь пахло мукой и хлебом. 2. Брызнуло дождем. 3. ей хотелось посмотреть на его лицо.

IV. Сообщение темы и цели урока (информационная компетентность). Мотивация учения.

Запись темы урока в тетради.

V. Восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала.

.Типы сказуемых и средства их выражения

6. Нераскладное синтаксическое словосочетание.

Голова без ума, как фонарь без свечи (Нар. творчество).

Работа с учебником (компетентность личностного самосовершенствования).

Проработка теоретического материала о типах сказуемых и средствах их выражения.

Слово учителя (информационная компетентность).

Сказуемое, выражено составной формой будущего времени, относится к простым.

В составных глагольных

Простой и сложенный сказуемый (именной и глагольный). Тире между подлежащим и сказуемым. Способы выражения сказуемого. Согласование главных членов предложения

Цель: углубить знания учащихся о видах сказуемый, ознакомить со способами выражения простых и составных сказуемый, их глагольной и именной части; сформировать умение отличать составлен именной сказуемое от простого и составного глагольного; развивать умение и навыки правильно ставить тире между подлежащим и сказуемый, обосновывать употребление знаков препинания с помощью изученных правил, путем тренировочных упражнений совершенствовать культуру собственной речи; развивать память, логическое мышление, внимание.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).

Ход урока

I. Организационный этап (социальная компетентность).

II. Проверка домашнего задания (компетенция саморазвития и самообразования!

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

Творческое наблюдение с элементами анализа (коммуникативная компетентность, компетентность личностного развития).

— Прочитайте спроектированный на экран текст. Подберите заголовок.

Повторение сведений о главных членах предложения.

Беседа с учениками.

— Какие члены предложения называют главными? Почему?

— Какой член предложения называют подлежащим?

— Какую роль в структуре предложения выполняет подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— Приведите примеры составленного подлежащего.

— Какой член предложения называют сказуемым? Что известно о сказуемом из предыдущих классов? Работа у доски.

— Найдите в представленных предложениях главные члены предложения, укажите способ выражения подлежащего.

1. Я люблю свою Родину. 2. Испокон веков любили украинцы калину. 3. Радуют глаз ягоды калины. 4. О красной Калине люди сочинили много песен. 5. Двое учеников сидели под калиной.

— Приведите примеры предложений, чтобы подлежащее выражался и другими частями речи.

Творческая лаборатория (компетенция продуктивной творческой деятельности).

— Перестройте представлены односоставные предложения в двусоставные, определите виды подлежащих, грамматические основы новых предложений.

1. Здесь пахло мукой и хлебом. 2. Брызнуло дождем. 3. ей хотелось посмотреть на его лицо.

IV. Сообщение темы и цели урока (информационная компетентность). Мотивация учения.

Запись темы урока в тетради.

Работа с учебником (компетентность личностного самосовершенствования).

Проработка теоретического материала о типах сказуемых и средствах их выражения.

Слово учителя (информационная компетентность).

Сказуемое, выражено составной формой будущего времени, относится к простым.

В составных глагольных сказуемых следует отнести и главные члены односоставных предложений, выраженные неопределённой формой глагола в сочетании с вспомогательным наречием (надо, можно, нужно, стоит, целесообразно, следует, невозможно, трудно, грех, стыд, сожаление…).

Коллективная работа с текстом (социальная компетентность).

Слово учителя (информационная компетентность).

Сегодня мы еще узнаем о согласовании грамматических форм подлежащего и сказуемого.

Проблемная задача.

— Попробуйте самостоятельно выяснить, почему в предложении первое сказуемое употреблено в единственном числе, а второе-во множественном числе, хоть оба они касаются того самого подлежащего.

У прилавка стояли двое крестьян и переводили продавцу, наверное, последние новости.

Ознакомление с таблицей «Особенности согласования сказуемого с подлежащим».

Особенности согласования сказуемого с подлежащим

Тип согласования

Способ выражения подлежащего

Пример

Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе.

Словосочетанием — существительным в Н. в. и существительным в. в. с предлогом.

Отец с сыном работали.

Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе и единственном числе.

Количественным числительным, существительным в н. в., Р. в.

1. Пять абитуриентов сдали экзамен.

2. Сто умных не разберет.

Сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе.

Словами мало, немало, часть, большинство, остальные.

Часть студентов составила зачет успешно.

Сказуемое стоит в том же роде и числе, что и основное слово.

Словосочетанием, от которого образована аббревиатура.

.Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

Грамматический практикум.

— Перепишите, раскрывая скобки.

— В приведенных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим. Выбор форм сказуемого мотивируйте.

1. Сто душ гайдамаков (гукнуло, позвали).

2. Дуб с дубом (стал, стали) рядом, (шумел, болтали) древним строем.

3. Часть студентов (составила, составили) зачет успешно.

4. Немного людей (отошло, отошли) слева и (стало, стали).

Работа по вариантам (компетентность саморазвития и самообразования).

I вариант

— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?

К палаткам подошли корреспонденты и почтальон, усталые после ночного перехода.

II вариант

— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?

Здесь его со слезами радости на глазах встретили жена и Галя.

Слово учителя (информационная компетентность).

Проработка теоретического материала таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

Тире НЕ ставится

VI. Обобщение и систематизация знаний, выработка практических умений и навыков. Работа в парах (социальная компетентность). .

— Прочитайте и перепишите пословицы. Там, где нужно, поставьте тире между подлежащим и сказуемым.
Лингвистическая задача.

— Сделайте синтаксический разбор предложения (у доски).

2. Будут вишни, акации и клены так приветливо шумите.

3. Эта красота может во сне детской присниться.

Игра «Кто быстрее» (компетентность саморазвития и самообразования).

— Выпишите сопряжение слов в колонки: 1) с глагольным простым сказуемым; 2) с глагольным составным сказуемым; 3) с именным составным сказуемым.

— Установите соответствие между средствами выражения в предложениях именной части составного сказуемого и примерами предложений.

1 существительное

2 прилагательное

3 местоимение

4 причастие

5 фразеологизм

Романтическая окрыленность музыки Виталия Кирейко стала удивительно близкой поэтике украинской драматургии.

здесь каждый камень-мой, и каждое дыхание-мой.

Впервые в живопись Врубель ввел разнообразные материалы: стекло, гипс, наклейки из бумаги.

Лентяй был очень падок на чужие колбасы.

Врубель был очарован цветом, его игрой, переливами.

VII. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Незаконченное предложение» (социальная компетентность).

— Сегодня на уроке я…

— Я понял(-ла)…

— Наибольшие трудности у меня были…

— Я не умел (- а), а теперь умею…

— Я запомнил(-ла)…

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обязательное: проработать теоретический материал учебника (информационная компетентность), выполнить упражнение.

По желанию: составить тестовые задания по теме «Главные члены предложения».

следует отнести и главные члены односоставных предложений, выраженные неозначеною формой глагола в сочетании с вспомогательным наречием (надо, можно, нужно, стоит, целесообразно, следует, невозможно, трудно, грех, стыд, сожаление…).

Коллективная работа с текстом (социальная компетентность).

Слово учителя (информационная компетентность).

Сегодня мы еще узнаем о согласовании грамматических форм подлежащего и сказуемого.

Проблемная задача.

— Попробуйте самостоятельно выяснить, почему в предложении первое сказуемое употреблено в единственном числе, а второе-во множественном числе, хоть оба они касаются того самого подлежащего.

У прилавка стояли двое крестьян и переводили продавцу, наверное, последние новости.

Ознакомление с таблицей «Особенности согласования сказуемого с подлежащим».

Особенности согласования сказуемого с подлежащим

Тип согласования

Способ выражения подлежащего

Пример

Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе.

Словосочетанием — существительным в Н. в. и существительным в. в. с предлогом.

Отец с сыном работали.

Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе и единственном числе.

Количественным числительным, существительным в н. в., Р. в.

1. Пять абитуриентов сдали экзамен.

2. Сто умных не разберет.

Сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе.

Словами мало, немало, часть, большинство, остальные.

Часть студентов составила зачет успешно.

Сказуемое стоит в том же роде и числе, что и основное слово.

Словосочетанием, от которого образована аббревиатура.

.Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

Грамматический практикум.

— Перепишите, раскрывая скобки.

— В приведенных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим. Выбор форм сказуемого мотивируйте.

1. Сто душ гайдамаков (гукнуло, позвали).

2. Дуб с дубом (стал, стали) рядом, (шумел, болтали) древним строем.

3. Часть студентов (составила, составили) зачет успешно.

4. Немного людей (отошло, отошли) слева и (стало, стали).

Работа по вариантам (компетентность саморазвития и самообразования).

I вариант

— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?

К палаткам подошли корреспонденты и почтальон, усталые после ночного перехода.

II вариант

— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?

Здесь его со слезами радости на глазах встретили жена и Галя.

Слово учителя (информационная компетентность).

Проработка теоретического материала таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится

Тире НЕ ставится

VI. Обобщение и систематизация знаний, выработка практических умений и навыков. Работа в парах (социальная компетентность). .

— Прочитайте и перепишите пословицы. Там, где нужно, поставьте тире между подлежащим и сказуемым.
Лингвистическая задача.

— Сделайте синтаксический разбор предложения (у доски).

1. Украина — роскошный венок из руты и барвинка.

2. Будут вишни, акации и клены так приветливо шумите.

3. Эта красота может во сне детской присниться.

Игра «Кто быстрее» (компетентность саморазвития и самообразования).

— Выпишите сопряжение слов в колонки: 1) с глагольным простым сказуемым; 2) с глагольным составным сказуемым; 3) с именным составным сказуемым.

— Установите соответствие между средствами выражения в предложениях именной части составного сказуемого и примерами предложений.

1 существительное

2 прилагательное

3 местоимение

4 причастие

5 фразеологизм

Впервые в живопись Врубель ввел разнообразные материалы: стекло, гипс, наклейки из бумаги.

Лентяй был очень падок на чужие колбасы.

Врубель был очарован цветом, его игрой, переливами.

VII. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Незаконченное предложение» (социальная компетентность).

— Сегодня на уроке я…

— Я понял(-ла)…

— Наибольшие трудности у меня были…

— Я не умел (- а), а теперь умею…

— Я запомнил(-ла)…

VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Обязательное: проработать теоретический материал учебника (информационная компетентность), выполнить упражнение.

По желанию: составить тестовые задания по теме «Главные члены предложения».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов