
В поурочных разработках к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс» представлены конкретные уроки с большим выбором дифференцированных форм работы: словарными диктантами, обобщающими таблицами, контрольными тестами и пр., даны советы и рекомендации, как сделать занятия живыми и необыкновенными, используя уроки-конкурсы, уроки-диспуты, уроки-семинары и уроки-практикумы. В книге обобщён многолетний и успешный опыт творческого педагога.
Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Формат: pdf
Простой и сложенный сказуемый (именной и глагольный). Тире между подлежащим и сказуемым. Способы выражения сказуемого. Согласование главных членов предложения
Цель: углубить знания учащихся о видах сказуемый, ознакомить со способами выражения простых и составных сказуемый, их глагольной и именной части; сформировать умение отличать составлен именной сказуемое от простого и составного глагольного; развивать умение и навыки правильно ставить тире между подлежащим и сказуемый, обосновывать употребление знаков препинания с помощью изученных правил, путем тренировочных упражнений совершенствовать культуру собственной речи; развивать память, логическое мышление, внимание.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).
.Ход урока
I. Организационный этап (социальная компетентность).
II. Проверка домашнего задания (компетенция саморазвития и самообразования!
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Творческое наблюдение с элементами анализа (коммуникативная компетентность, компетентность личностного развития).
— Прочитайте спроектированный на экран текст. Подберите заголовок.
Повторение сведений о главных членах предложения.
Беседа с учениками.
— Какие члены предложения называют главными? Почему?
— Какой член предложения называют подлежащим?
— Какую роль в структуре предложения выполняет подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
— Приведите примеры составленного подлежащего.
— Какой член предложения называют сказуемым? Что известно о сказуемом из предыдущих классов? Работа у доски.
— Найдите в представленных предложениях главные члены предложения, укажите способ выражения подлежащего.
1. Я люблю свою Родину. 2. Испокон веков любили украинцы калину. 3. Радуют глаз ягоды калины. 4. О красной Калине люди сочинили много песен. 5. Двое учеников сидели под калиной.
— Приведите примеры предложений, чтобы подлежащее выражался и другими частями речи.
Творческая лаборатория (компетенция продуктивной творческой деятельности).
— Перестройте представлены односоставные предложения в двусоставные, определите виды подлежащих, грамматические основы новых предложений.
1. Здесь пахло мукой и хлебом. 2. Брызнуло дождем. 3. ей хотелось посмотреть на его лицо.
IV. Сообщение темы и цели урока (информационная компетентность). Мотивация учения.
Запись темы урока в тетради.
V. Восприятие и осознание учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого материала.
.Типы сказуемых и средства их выражения
6. Нераскладное синтаксическое словосочетание.
Голова без ума, как фонарь без свечи (Нар. творчество).
Работа с учебником (компетентность личностного самосовершенствования).
Проработка теоретического материала о типах сказуемых и средствах их выражения.
Слово учителя (информационная компетентность).
Сказуемое, выражено составной формой будущего времени, относится к простым.
В составных глагольных
Простой и сложенный сказуемый (именной и глагольный). Тире между подлежащим и сказуемым. Способы выражения сказуемого. Согласование главных членов предложения
Цель: углубить знания учащихся о видах сказуемый, ознакомить со способами выражения простых и составных сказуемый, их глагольной и именной части; сформировать умение отличать составлен именной сказуемое от простого и составного глагольного; развивать умение и навыки правильно ставить тире между подлежащим и сказуемый, обосновывать употребление знаков препинания с помощью изученных правил, путем тренировочных упражнений совершенствовать культуру собственной речи; развивать память, логическое мышление, внимание.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенции).
Ход урока
I. Организационный этап (социальная компетентность).
II. Проверка домашнего задания (компетенция саморазвития и самообразования!
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Творческое наблюдение с элементами анализа (коммуникативная компетентность, компетентность личностного развития).
— Прочитайте спроектированный на экран текст. Подберите заголовок.
Повторение сведений о главных членах предложения.
Беседа с учениками.
— Какие члены предложения называют главными? Почему?
— Какой член предложения называют подлежащим?
— Какую роль в структуре предложения выполняет подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
— Приведите примеры составленного подлежащего.
— Какой член предложения называют сказуемым? Что известно о сказуемом из предыдущих классов? Работа у доски.
— Найдите в представленных предложениях главные члены предложения, укажите способ выражения подлежащего.
1. Я люблю свою Родину. 2. Испокон веков любили украинцы калину. 3. Радуют глаз ягоды калины. 4. О красной Калине люди сочинили много песен. 5. Двое учеников сидели под калиной.
— Приведите примеры предложений, чтобы подлежащее выражался и другими частями речи.
Творческая лаборатория (компетенция продуктивной творческой деятельности).
— Перестройте представлены односоставные предложения в двусоставные, определите виды подлежащих, грамматические основы новых предложений.
1. Здесь пахло мукой и хлебом. 2. Брызнуло дождем. 3. ей хотелось посмотреть на его лицо.
IV. Сообщение темы и цели урока (информационная компетентность). Мотивация учения.
Запись темы урока в тетради.
Работа с учебником (компетентность личностного самосовершенствования).
Проработка теоретического материала о типах сказуемых и средствах их выражения.
Слово учителя (информационная компетентность).
Сказуемое, выражено составной формой будущего времени, относится к простым.
В составных глагольных сказуемых следует отнести и главные члены односоставных предложений, выраженные неопределённой формой глагола в сочетании с вспомогательным наречием (надо, можно, нужно, стоит, целесообразно, следует, невозможно, трудно, грех, стыд, сожаление…).
Коллективная работа с текстом (социальная компетентность).
Слово учителя (информационная компетентность).
Сегодня мы еще узнаем о согласовании грамматических форм подлежащего и сказуемого.
Проблемная задача.
— Попробуйте самостоятельно выяснить, почему в предложении первое сказуемое употреблено в единственном числе, а второе-во множественном числе, хоть оба они касаются того самого подлежащего.
У прилавка стояли двое крестьян и переводили продавцу, наверное, последние новости.
Ознакомление с таблицей «Особенности согласования сказуемого с подлежащим».
Особенности согласования сказуемого с подлежащим
Тип согласования
Способ выражения подлежащего
Пример
Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе.
Словосочетанием — существительным в Н. в. и существительным в. в. с предлогом.
Отец с сыном работали.
Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе и единственном числе.
Количественным числительным, существительным в н. в., Р. в.
1. Пять абитуриентов сдали экзамен.
2. Сто умных не разберет.
Сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе.
Словами мало, немало, часть, большинство, остальные.
Часть студентов составила зачет успешно.
Сказуемое стоит в том же роде и числе, что и основное слово.
Словосочетанием, от которого образована аббревиатура.
.Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
Грамматический практикум.
— Перепишите, раскрывая скобки.
— В приведенных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим. Выбор форм сказуемого мотивируйте.
1. Сто душ гайдамаков (гукнуло, позвали).
2. Дуб с дубом (стал, стали) рядом, (шумел, болтали) древним строем.
3. Часть студентов (составила, составили) зачет успешно.
4. Немного людей (отошло, отошли) слева и (стало, стали).
Работа по вариантам (компетентность саморазвития и самообразования).
I вариант
— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?
К палаткам подошли корреспонденты и почтальон, усталые после ночного перехода.
II вариант
— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?
Здесь его со слезами радости на глазах встретили жена и Галя.
Слово учителя (информационная компетентность).
Проработка теоретического материала таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится
Тире НЕ ставится
VI. Обобщение и систематизация знаний, выработка практических умений и навыков. Работа в парах (социальная компетентность). .
— Прочитайте и перепишите пословицы. Там, где нужно, поставьте тире между подлежащим и сказуемым.
Лингвистическая задача.
— Сделайте синтаксический разбор предложения (у доски).
2. Будут вишни, акации и клены так приветливо шумите.
3. Эта красота может во сне детской присниться.
Игра «Кто быстрее» (компетентность саморазвития и самообразования).
— Выпишите сопряжение слов в колонки: 1) с глагольным простым сказуемым; 2) с глагольным составным сказуемым; 3) с именным составным сказуемым.
— Установите соответствие между средствами выражения в предложениях именной части составного сказуемого и примерами предложений.
1 существительное
2 прилагательное
3 местоимение
4 причастие
5 фразеологизм
Романтическая окрыленность музыки Виталия Кирейко стала удивительно близкой поэтике украинской драматургии.
здесь каждый камень-мой, и каждое дыхание-мой.
Впервые в живопись Врубель ввел разнообразные материалы: стекло, гипс, наклейки из бумаги.
Лентяй был очень падок на чужие колбасы.
Врубель был очарован цветом, его игрой, переливами.
VII. Итоги. Рефлексия. Оценивание.
Упражнение «Незаконченное предложение» (социальная компетентность).
— Сегодня на уроке я…
— Я понял(-ла)…
— Наибольшие трудности у меня были…
— Я не умел (- а), а теперь умею…
— Я запомнил(-ла)…
VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.
Обязательное: проработать теоретический материал учебника (информационная компетентность), выполнить упражнение.
По желанию: составить тестовые задания по теме «Главные члены предложения».
следует отнести и главные члены односоставных предложений, выраженные неозначеною формой глагола в сочетании с вспомогательным наречием (надо, можно, нужно, стоит, целесообразно, следует, невозможно, трудно, грех, стыд, сожаление…).
Коллективная работа с текстом (социальная компетентность).
Слово учителя (информационная компетентность).
Сегодня мы еще узнаем о согласовании грамматических форм подлежащего и сказуемого.
Проблемная задача.
— Попробуйте самостоятельно выяснить, почему в предложении первое сказуемое употреблено в единственном числе, а второе-во множественном числе, хоть оба они касаются того самого подлежащего.
У прилавка стояли двое крестьян и переводили продавцу, наверное, последние новости.
Ознакомление с таблицей «Особенности согласования сказуемого с подлежащим».
Особенности согласования сказуемого с подлежащим
Тип согласования
Способ выражения подлежащего
Пример
Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе.
Словосочетанием — существительным в Н. в. и существительным в. в. с предлогом.
Отец с сыном работали.
Сказуемое согласуется с подлежащим во множественном числе и единственном числе.
Количественным числительным, существительным в н. в., Р. в.
1. Пять абитуриентов сдали экзамен.
2. Сто умных не разберет.
Сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе.
Словами мало, немало, часть, большинство, остальные.
Часть студентов составила зачет успешно.
Сказуемое стоит в том же роде и числе, что и основное слово.
Словосочетанием, от которого образована аббревиатура.
.Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
Грамматический практикум.
— Перепишите, раскрывая скобки.
— В приведенных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим. Выбор форм сказуемого мотивируйте.
1. Сто душ гайдамаков (гукнуло, позвали).
2. Дуб с дубом (стал, стали) рядом, (шумел, болтали) древним строем.
3. Часть студентов (составила, составили) зачет успешно.
4. Немного людей (отошло, отошли) слева и (стало, стали).
Работа по вариантам (компетентность саморазвития и самообразования).
I вариант
— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?
К палаткам подошли корреспонденты и почтальон, усталые после ночного перехода.
II вариант
— Можно ли в поданном предложении сказуемое поставить в форме единственного числа?
Здесь его со слезами радости на глазах встретили жена и Галя.
Слово учителя (информационная компетентность).
Проработка теоретического материала таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым».
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится
Тире НЕ ставится
VI. Обобщение и систематизация знаний, выработка практических умений и навыков. Работа в парах (социальная компетентность). .
— Прочитайте и перепишите пословицы. Там, где нужно, поставьте тире между подлежащим и сказуемым.
Лингвистическая задача.
— Сделайте синтаксический разбор предложения (у доски).
1. Украина — роскошный венок из руты и барвинка.
2. Будут вишни, акации и клены так приветливо шумите.
3. Эта красота может во сне детской присниться.
Игра «Кто быстрее» (компетентность саморазвития и самообразования).
— Выпишите сопряжение слов в колонки: 1) с глагольным простым сказуемым; 2) с глагольным составным сказуемым; 3) с именным составным сказуемым.
— Установите соответствие между средствами выражения в предложениях именной части составного сказуемого и примерами предложений.
1 существительное
2 прилагательное
3 местоимение
4 причастие
5 фразеологизм
Впервые в живопись Врубель ввел разнообразные материалы: стекло, гипс, наклейки из бумаги.
Лентяй был очень падок на чужие колбасы.
Врубель был очарован цветом, его игрой, переливами.
VII. Итоги. Рефлексия. Оценивание.
Упражнение «Незаконченное предложение» (социальная компетентность).
— Сегодня на уроке я…
— Я понял(-ла)…
— Наибольшие трудности у меня были…
— Я не умел (- а), а теперь умею…
— Я запомнил(-ла)…
VIII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.
Обязательное: проработать теоретический материал учебника (информационная компетентность), выполнить упражнение.
По желанию: составить тестовые задания по теме «Главные члены предложения».
Предложения интернет-магазинов