Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста. Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г.

Учебник включает анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли и структуры; создание своего текста (мини-сочинение); задания и вопросы по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации и культуре речи. Также включены вопросы, расширяющие знания синонимических средств, способствующие овладению орфографическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка. Книга предназначена ученикам 8-х классов, преподавателям, методистам, репетиторам.

Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста. Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста. Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г.

Полные и неполные предложения. Тире в неполных предложениях. Незаконченные предложения, их стилистические функции

Цель: формировать умения восьмиклассников отличать неполные предложения от полных, выяснять их семантико-стилистические функции, научить использовать неполные предложения в связной речи; развивать практические умения и навыки распознавать неполные предложения в тексте, перестраивать полные предложения в неполные, делать в устной речи паузу на месте пропущенного слова в неполном предложении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой и речевой компетенций).

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийные средства обучения.

Опережающее задание: лингвистическая информация к теме «Неполное предложение».

Ход урока

I. Организационный этап (социальная компетентность).

II. Сообщение темы, цели, целей урока. Мотивация учебной деятельности.

После объявления темы и цели урока учащиеся определяют задачи по изучению темы по рейтинговым картам.

Ученики будут знать:

сведения о неполных предложениях;

правила употребления тире в неполном предложении.

Ученики будут уметь:

распознавать неполные предложения, устанавливать в них пропущенные члены предложения;

правильно интонировать неполные предложения;

ставить тире в неполных предложениях;

уместно использовать неполные предложения в собственных высказываниях.

Вступительное слово учителя.

Сегодня лингвистическую тему мы будем изучать на материале текстов «Кобзаря» Тараса Шевченко — нашего национального пророка. Вчитываясь в строки его стихов, особое внимание обратим на один из составляющих лингвистической системы — неполное предложение. Это поможет нам убедиться в том, что мастерство формы поэзии Т. Г. Шевченко непревзойденная.

Тексты «Кобзаря» актуальны всегда, их языковое богатство может служить предметом для изучения не каждой лингвистической темы, особенно синтаксиса. Попытаемся открыть для себя новые грани его Слова.

III. Проверка домашнего задания.

— Запишите предложения, определите грамматические основы; объясните, почему эти предложения односоставные.

1. Печалью не накличу себе судьбы. 2. Чужое поле поливают ежедневно и каждую ночь. 3. Не дай спать ходячему, сердцем замирать… 4. Страшно упасть в оковы, умирать в неволе.

IV. Восприятие и осознание учениками нового материала.

Творческое наблюдение с элементами анализа.

— Прочитайте предложения, дайте их характеристику по полноте высказанного мнения. Выясните, как устанавливаются пропущенные члены предложения.

1. Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер завива. Наземь ивы гнет высокие, горами волны подымает.

2. Он крепостной. Ему всего четырнадцать лет. Но так рисует копии с картин Рубенса, как ни одному художнику это не сделать.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (компетентность личностного самосовершенствования).

Презентация опережающего задания.

Неполные предложения-это предложения, в которых один или несколько членов предложения пропущено: мыслям нашим дай ясное политье, а поэтам — спину, не гнесь…

Типы неполных предложений:

ситуативно неполные предложения — это такие неполные предложения, в которых отсутствуют члены предложения можно играть ситуативно: — А когда хочешь, то и ты с нами. — Куда с вами? — Туда, где лучше жить…;

контекстуально неполные предложения — неполные предложения, пропущенные члены которых можно играть по контексту (их упоминали в предыдущем предложении): до сих Пор неизвестно, сколько дней пробыл поэт в Кременце и где именно останавливался;

эллиптические предложения — неполные предложения, в которых пропущены члены предложения устанавливаются на основе содержания самого предложения: У всякого своя судьба и свой путь широкий.

Задание ученикам.

— Проанализируйте ответ; прокомментируйте точность и логичность представленной информации. Составьте опорную схему «Неполное предложение».

Примерная схема

Работа в парах.

— Прочитайте диалог. Определите, какие предложения преобладают в диалоге. Назовите пропущенные в тексте слова. Уместно было бы в диалоге использовать только полные предложения?

— Прочитайте предложение. Какие слова можно вставить на месте точек? Легко ли эти слова воспроизвести, «угадать» со смысла предложения? Какую синтаксическую роль выполняют пропущены в каждом предложении слова?

«Я — редактор». Грамматическая трансформация.

— Поданы предложения трансформируйте в неполные, изъяв «лишние» слова. Отредактированные предложения запишите. Обоснуйте употребление тире.

1. Пока живет надежда в доме, пусть живет надежда, не выгоняй надежду. 2. В своем доме своя правда, и сила в своем доме своя, и воля в своем доме своя. 3. Стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» построены по классической схеме: первая часть стихотворения «Проходят дни, проходят ночи» содержит мучительные размышления человека, вторая часть стихотворения «Проходят дни, проходят ночи» подает возможные варианты переосмысления личностью судьбы.

— Перепишите предложения, ставя тире на месте пропущенных слов в неполных предложениях.
Исследования-моделирование.

— Смоделируйте сложные предложения, соединив их части из правой и левой колонок. Определите, какие части сложных предложений являются односложными. Укажите их вид.

Работа в групах.

— Ответьте на вопросы, по очереди передавая микрофон друг другу, составьте связное высказывание.

Вопросы для коллективного ответа 2 группе:

Что общего между предложениями полными и неполными?

Что отличает полное предложение от неполного?

Какие члены предложения могут быть пропущены в неполном предложении?

Назовите виды неполных предложений.

Где употребляются неполные предложения?

Задание для II группы: к каждому ответа приведите примеры.
V. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Упражнение «Микрофон».

— Что нового вы узнали о неполные предложения?

— Какие трудности возникали во время проработки темы?

— Достигли ли вы поставленных целей?

— Оцените свою работу.

VI. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Выполнить исследовательскую работу «Стилистическая роль неполных предложений».

Проработать соответствующий теоретический материал учебника.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов