Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум. Григорьева М.В., Назарова Т.Н.

Данное пособие полностью соответствует ФГОС. Книга содержит тексты-загадки развивающего характера по различным отраслям знаний. Работа с практикумом даёт возможность в интересной форме проанализировать текст, повторив при этом орфографию, пунктуацию и другие разделы курса русского языка.

Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум. Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум. Григорьева М.В., Назарова Т.Н.

Именительные предложения. Односоставные предложения как части сложного предложения

Цель: сформировать понятие о односоставные именительные предложения, способы выражения в них главного члена; развивать умение анализировать эти предложения в высказываниях различной стилевой принадлежности, моделировать и конструировать их как зачин или оклик в текстах художественного и публицистического стилей, формировать навыки уместного употребления именительных предложений как риторической фигуры в текстах различных типов, использовать их в устном и письменной речи; воспитывать любовь к образному слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Средства обучения: учебник, схема «Стилистическая функция односоставных именительных предложений в речи» (ее содержание в конспекте урока), раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

Весна вливает силу молодую,

Село добром встречает трудівниче.

Цветут черешни в отцовском саду.

Но отец в гости уже меня не зовет.

Под ясенем высоким он лежит,

На грудь сложив бронзовые ладони.

А над полями стелется лазурь,

И во ржи маки расцвели красные.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Установочно-мотивационный этап.

Обеспечение эмоциональной готовности к восприятию нового материала.

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

V. Актуализация опорных знаний.

Выразительное чтение эпиграфа урока, объяснение учениками его содержания.

Блиц-опрос.

— Какие предложения называют односложными?

— На какие условные группы их можно разделить?

— Бывают ли односложные предложения распространенными?

VI. Восприятие и осознание учениками нового материала.

Объяснение учителя.

Именительными являются односоставные предложения, в которых подлежащее утверждает наличие предметов или явлений. Именительные предложения бывают нераспространенными (одно слово) и распространенными (за счет обозначений и приложений). Подлежащее в таких предложениях выражается существительным в именительном падеже.

Анализ записанных на доске предложений.

Последний звонок. Грустные разговоры. Мысли. Надежды. Прощание со школой, учителями.

— Иногда именительные предложения начинаются указательными частицами он, вот.

Он лесополоса. Вот и поле.

Объяснение учителя.

Чтобы не спутать именительные предложения с нераспространенными двухсложными предложениями с составным именным сказуемым, где основная часть выражена прилагательным или причастием, следует обратить внимание на порядок слов: в именительных предложениях определение стоит перед подлежащим (ясный день). В двусоставных предложениях именная часть составного сказуемого стоит после подлежащего (ясный день).

Именительные предложения могут входить в сложные предложения. Например: Солнце в небе, птички поют. Употребляют их в художественном стиле для красоты описания и точности мысли.

VII. Развитие поисковой познавательной активности восьмиклассников.

Исследования-характеристика.

— В поданных высказываниях найдите именительные предложения. Подчеркните у них главный член.

2. Весна. Пасха. Солнечно, безветренно, тихо.

3. Глубокий печаль. Безграничная тьма. Прибитый горем спит мой край.

4. Один лишь шаг, лишь ступенька одна — и пропасть… Чья вина? .

5. Ночь какая! Она сердце держит, как птицу.

7. Зеленый луг. Над щелочью вьется чайка.

Анализ предложенной схемы.

Стилистическая функция односложных именительных предложений в речи

Творческий диктант.

— Распространите поданные именительные предложения второстепенными членами. Запишите их в тетради. Река. Лес. Снега. Зима. Народ.

Исследования-сопоставление.

— Запишите пары предложений. Сопоставьте их. Выделите у них грамматические основы. Исследуйте, какие предложения являются двусложными, а какие-односложными.

1. Звездная ночь. Ночь звездная.

2. Поздняя осень. Осень поздняя.

3. Широкая степь. Степ широкий.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала («именительные предложения»).

Упражнение «Я — редактор».

— Прослушайте текст. Определите тип и стиль речи. Перескажите текст, используя только именительные предложения.

Образец. На землю упали капли дождя. — Первые капли.

VIII. Закрепление изученного.

Поисково-выборочная работа.

— Прочитайте поэтические отрывки. Исследуйте, какую стилистическую функцию выполняют именительные предложения: а) риторический оклик; б) зачин.

IX. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

X. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению. ;

Выписать из произведений художественной литературы 5-6 односоставных предложений. Определить способ выражения в них главного члена.

Опережающая задача: подготовить лингвистическую информацию к теме «неполное предложение».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов