
Данное пособие полностью соответствует ФГОС. Книга содержит тексты-загадки развивающего характера по различным отраслям знаний. Работа с практикумом даёт возможность в интересной форме проанализировать текст, повторив при этом орфографию, пунктуацию и другие разделы курса русского языка.
Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум. Формат: pdf
Именительные предложения. Односоставные предложения как части сложного предложения
Цель: сформировать понятие о односоставные именительные предложения, способы выражения в них главного члена; развивать умение анализировать эти предложения в высказываниях различной стилевой принадлежности, моделировать и конструировать их как зачин или оклик в текстах художественного и публицистического стилей, формировать навыки уместного употребления именительных предложений как риторической фигуры в текстах различных типов, использовать их в устном и письменной речи; воспитывать любовь к образному слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Средства обучения: учебник, схема «Стилистическая функция односоставных именительных предложений в речи» (ее содержание в конспекте урока), раздаточный материал.
Эпиграф к уроку:
Весна вливает силу молодую,
Село добром встречает трудівниче.
Цветут черешни в отцовском саду.
Но отец в гости уже меня не зовет.
Под ясенем высоким он лежит,
На грудь сложив бронзовые ладони.
А над полями стелется лазурь,
И во ржи маки расцвели красные.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Установочно-мотивационный этап.
Обеспечение эмоциональной готовности к восприятию нового материала.
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
V. Актуализация опорных знаний.
Выразительное чтение эпиграфа урока, объяснение учениками его содержания.
Блиц-опрос.
— Какие предложения называют односложными?
— На какие условные группы их можно разделить?
— Бывают ли односложные предложения распространенными?
VI. Восприятие и осознание учениками нового материала.
Объяснение учителя.
Именительными являются односоставные предложения, в которых подлежащее утверждает наличие предметов или явлений. Именительные предложения бывают нераспространенными (одно слово) и распространенными (за счет обозначений и приложений). Подлежащее в таких предложениях выражается существительным в именительном падеже.
Анализ записанных на доске предложений.
Последний звонок. Грустные разговоры. Мысли. Надежды. Прощание со школой, учителями.
— Иногда именительные предложения начинаются указательными частицами он, вот.
Он лесополоса. Вот и поле.
Объяснение учителя.
Чтобы не спутать именительные предложения с нераспространенными двухсложными предложениями с составным именным сказуемым, где основная часть выражена прилагательным или причастием, следует обратить внимание на порядок слов: в именительных предложениях определение стоит перед подлежащим (ясный день). В двусоставных предложениях именная часть составного сказуемого стоит после подлежащего (ясный день).
Именительные предложения могут входить в сложные предложения. Например: Солнце в небе, птички поют. Употребляют их в художественном стиле для красоты описания и точности мысли.
VII. Развитие поисковой познавательной активности восьмиклассников.
Исследования-характеристика.
— В поданных высказываниях найдите именительные предложения. Подчеркните у них главный член.
2. Весна. Пасха. Солнечно, безветренно, тихо.
3. Глубокий печаль. Безграничная тьма. Прибитый горем спит мой край.
4. Один лишь шаг, лишь ступенька одна — и пропасть… Чья вина? .
5. Ночь какая! Она сердце держит, как птицу.
7. Зеленый луг. Над щелочью вьется чайка.
Анализ предложенной схемы.
Стилистическая функция односложных именительных предложений в речи
Творческий диктант.
— Распространите поданные именительные предложения второстепенными членами. Запишите их в тетради. Река. Лес. Снега. Зима. Народ.
Исследования-сопоставление.
— Запишите пары предложений. Сопоставьте их. Выделите у них грамматические основы. Исследуйте, какие предложения являются двусложными, а какие-односложными.
1. Звездная ночь. Ночь звездная.
2. Поздняя осень. Осень поздняя.
3. Широкая степь. Степ широкий.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала («именительные предложения»).
Упражнение «Я — редактор».
— Прослушайте текст. Определите тип и стиль речи. Перескажите текст, используя только именительные предложения.
Образец. На землю упали капли дождя. — Первые капли.
VIII. Закрепление изученного.
Поисково-выборочная работа.
— Прочитайте поэтические отрывки. Исследуйте, какую стилистическую функцию выполняют именительные предложения: а) риторический оклик; б) зачин.
IX. Итоги. Рефлексия. Оценивание.
X. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению. ;
Выписать из произведений художественной литературы 5-6 односоставных предложений. Определить способ выражения в них главного члена.
Опережающая задача: подготовить лингвистическую информацию к теме «неполное предложение».
Предложения интернет-магазинов