
Учебник разделен на разделы в строгом соответствии с разделами учебника. По каждой теме раздела в пособии содержатся проверочные работы разных видов и контрольные работы в форме диктантов и тестов. Книга предназначена ученикам и преподавателям, работающим по учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс», имеющему гриф Министерства образования и науки РФ и входящему в Федеральный перечень учебников, однако сборник может быть использован и при работе по другим учебникам, так как учитывает требования ФГОС.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. Формат: pdf
Основные правила правописания
Цель: актуализировать знания учащихся о основные орфограммы, изученные в предыдущих классах; усовершенствовать умения и навыки правильно писать слова на изученные орфограммы, стилистически целесообразно использовать их в собственной речи.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (формирование языковой компетенции).
Средства обучения: учебник, раздаточный материал орфографический словарь, памятка «Как развивать грамотность» (ее содержание в конспекте урока).
Эпиграф к уроку:
Чужой язык можно выучить за шесть лет, а свою надо учить всю жизнь.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Установочно-мотивационный этап.
Опора на собственный опыт.
— Подумайте, нужно ли современному человеку быть грамотным. Почему?
Слово учителя.
Знаете ли вы, что 8 сентября в мире отмечают Международный день грамотности? Согласно данным Статистического института ЮНЕСКО, в мире насчитывается 793 миллиона неграмотных взрослых. И хотя у нас с грамотностью все вроде хорошо, однако многие периодически общается или пишет неправильно. В конце концов, и интернет присоединился к тому процессу: язык пользователей Сети стал специфическим. Но в деловой переписке, журналистике, живом общении допускать ошибок нельзя. И те, кто не равнодушен к своей речи, должны заботиться, чтобы речь оставалась чистой, живой и грамотной,
III. Сообщение темы и заданий урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
Блиц-опрос.
С какими частями речи вы ознакомились в предыдущих классах?
— Вспомните самые важные орфограммы изученных вами частей речи.
— Какой раздел науки о языке изучает правильное написание слов?
— Что такое орфограмма?
— Какие бывают орфограммы?
— Как проверить, написано ли слово правильно?
Обобщение повторенного.
Орфография — раздел науки о языке, изучающий систему общепринятых правил о способы передачи устной речи в письменной или печатной форме.
Орфограмма — это правильное (соответствующее правилам или традициям) написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных вариантов.
Виды орфограмм: буквенные (правописание безударных е-и, правописание приставок, большая буква, удвоение согласных, употребление мягкого знака) и не буквенные (написание слов вместе, отдельно, через дефис, употребление апострофа, написание сложных слов).
Орфографический словарь — это словарь, который содержит информацию о правильном написании слов.
V. Процессуально-деятельностный этап.
Выполнение системы задач на основе повторения изученного.
Словарный диктант с дополнительной задачей.
— Запишите слова, подчеркните орфограммы, определите среди них буквенные и не буквенные.
Работа у доски.
— Запишите наречия и наречные сочетания, сняв черту (при необходимости воспользуйтесь словарем).
Диктант с комментированием.
— Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Какая орфограмма? Запись проверьте по словарю.
Распределительный диктант.
— Запишите в две колонки сложные слова: вместе и через дефис.
Работа в парах.
— В каждом слове определите орфограмму, подберите и запишите по 3 слова с этой орфограммой.
Рассказать, безжалостный, сопоставить, придумать, сформировать, сдвинуть.
Игра «Кто быстрее?».
— С каждым поданным словосочетанием составьте по два предложения так, чтобы слово из не одном случае писалось слитно, а в другом — раздельно.
(Не)потраченная сила.
(Не)завершена работа.
Правописний практикум (компетентность саморазвития и самообразования).
— Спишите предложение, снимая черту.
1. Надо звонкий голос иметь, что бы хорошо петь.
2. Мы не расстанемся с тобой, что бы не случилось.
3. Как / бы не тис мороз, а весна будет.
4. Как/бы было десять рук, всем бы работа нашлась. .
5. Земледелец не знает передышки в думах о хлебе, о/то еще вкладывает в него частичку сердца и души.
6. Едва-едва шевелят усиками колоски и будто перешептываются о/том, чтобы не проронить на землю ни зернышка.
Творческий практикум (компетенция продуктивной творческой деятельности).
— Объясните значение представленных фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Какая орфограмма их объединяет?.
Делить шкуру не убитого медведя.
Работать не покладая рук.
И вверх взглянуть никогда.
Творческое задание «Я—редактор». Самостоятельная работа.
— Найдите ошибки, исправьте их. Запишите отредактированный текст.
VI. Контрольно-рефлексивный этап.
Итоги.
Работа с памятником «как развивать грамотность».
Достопримечательность
«Как развивать грамотность»
1. Учите правила.
2. Обращайтесь к словарям.
3. Читайте много классической литературы.
4. Пишите, создавайте свои небольшие тексты.
5. Слушайте, как вы говорите.
Рефлексионная анкета.
— На уроке я… —
повторил(-ла)…
сделал(-ла) успехи…
почувствовал (ла)трудности…
VII. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.
Составить словарный диктант (25-30 слов) на орфограммы, изученные в седьмом классе. С тремя словами составить предложение.
Предложения интернет-магазинов