Русский язык. 8 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М. и др.

Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но уроком развития речи учеников, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Русский язык. 8 класс. Учебник.  Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М. и др.

Тема: Сравнительный оборот . Знаки препинания при сравнительном обороте.

Цель: проработать сведения о сравнительном обороте;

научить находить его в тексте и правильно определять;

выяснить стилистическую роль определений и сравнительных оборотов в художественной речи;

развивать умение работать в группах, культуру устной и письменной речи;

воспитывать любовь к родине, Украины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, таблица, дидактический материал, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прежде чем начнем урок, давайте выясним правила поведения, которых будем придерживаться в ближайшие сорок пять минут. Эти правила помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем поставленной цели.

Правила поведения на уроке: (1 слайд)

? Умей говорить и слушать.

? Уважай все высказанные мнения.

? Будь вежливым: не обижай и не обижайся.

? Будь активным.

? Пиши и говори правильно.

Распределение учащихся на 3 группы:

1 гр. — Теоретики; 2 гр. – Языковеды; 3 гр. – Исследователи. Выбор спикеров и секретарей.

II. Актуализация опорных знаний. Работа со стихом.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сравните предложения. Определите, какое из них характеризуется большей образностью и выразительностью. Благодаря чему, по вашему мнению это достигается.

Я здесь один, Я здесь один, (3 слайд)

как в чужом в чужом

края, никто края, никто

меня, как друг, меня не приветливая

не приветливая

И все мы, как один, И все мы

подняли вверх руки подняли вверх руки

IV. Объявления темы и цели урока. (4 слайд)

— Итак, тема нашего урока – Сравнительный оборот. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие синтаксические конструкции являются сравнительными оборотами и как они выделяются в устной речи и на письме.

V. Осознание теоретического материала.

1.Проблемно – поисковые задания для групп.

Каждая группа получает карточку с вопросами, ответ на которые дает возможность раскрыть тему урока. Каждый выполняет отдельно задание, после чего идет обсуждение в группах, определяется проблема, которую объявляет спикер.

I гр. Определить, какую роль в предложении выполняют выделенные слова.

И я пою как будто в сне о слезы в родной стороне, и голос мой как трубы медь не может битва заглушит.

II гр. Расставьте знаки препинания, определите, где может стоять сравнительный оборот в предложении.

Синее море как зверюшка то стонет, то воет. Я обнимаю землю молодую, снега курю как ветер весной. Словно барвинок зацвели рассветы, поют ранние птички.

III гр. Определите, чем выражены выделенные слова.

Он был словно из железа.

Девушка говорила почти как взрослая.

Он говорил как по писаному.

2. Выводы учащихся.

I гр. Выделенные слова являются обстоятельствами образа действия, то есть сравнительным оборотом.

Сравнительный оборот – это сочетание слов, дают дополнительные сведения о предмете, действии, признаке.

II гр. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми. Если сравнительный оборот стоит в начале предложения, то запятая ставится после него, если в середине – с обеих сторон, если в конце – то перед сравнительным оборотом.

III гр. Сравнительный оборот не выделяются на письме, если выражен именной частью составного сказуемого;

— если является фразеологизмом;

— если есть слова почти, совсем.

3. Работа с таблицей. (5 слайд) «Оборот с союзом как»

— А теперь внимательно посмотрите на таблицу и попробуйте сказать, когда еще сравнительный оборот с союзом как не выделяются запятыми?

1. Если он является именной частью составного сказуемого.

А девушка была как солнце.

2. Если он является приставкой.

Андрей как студент пытался держаться солидно.

3.Если его можно заменить существительным в творительном падеже или наречием.

Годы прошли как мгновение (мигом)

Если он является частью неразложимого словосочетания.

Он стоял красный как рак.

Если ему предшествует частица НЕ или слова почти, совсем.

Все у него как у людей.

4. Чтение определения в учебнике.

VI. Тренировочные упражнения.

Работа с учебником.

Упражнение 106 (устно)

Укажите художественные средства, в частности сравнения. Объясните роль сравнительных оборотов как средства художественного выражения.

Метод «Микрофон».

Как вы понимаете выражение «Все познается через сравнение».

3.Работа в группах. (упражнение 109)

Расставьте знаки препинания при сравнительных оборотах

1 группа – 1,2 предложения

2 группа – 3, 4 предложения

3 группа – 5,6 предложения.

Работа у доски. (6 слайд)

— Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор.

На высоких горах кругом зеленеет старый лес, как зеленое море, покрытое волнами.

VII.Закрепление знаний, умений и навыков.

Работа с учебником.

Игра. – 1 предложение;

ІІгр. – 2 предложения ;

ІІІгр. – 3 предложения.

Творческая работа (устно) (7 слайд)

— Распространите предложения сравнительными оборотами, которые поданы в справке.

В небе облачко, … , поплыла в далекие края. Заходит солнце в золотых лесах, краешек облака, … горит в предвечерних небесах. Птичьи голоса звучат, … . Плывет туман белесый, … . Дремлют тополя за окном, кривые и старые … .

Справка: как Белый лебедь, словно молния, словно симфонии поэта, как дымок, как дедуганы.

Работа в группах.

Поданные фразеологизмы введите в предложение. Объясните отсутствие запятой перед союзом как.

Игра. – как свои пять пальцев; как по нотам;

ІІгр. – как снег на голову ; как ночь;

ІІІгр. – как не своими ногами; как муха в кипятке.

Упражнение «Поиск – моделирование» (8 слайд)

Замените обстоятельство образа действия-сравнительными оборотами.

Образец: мигом пронеслась жизнь. — Жизнь мелькнула, словно одно мгновение.

Игра. — И месяц по небу катится подковой.

ІІгр. — И пада солнце птичкой к рукам.

ІІІгр. – Впереди стоял стеной темный лес.

Упражнение «Творческое моделирование».

Введите в предложения сравнительные обороты, которые не выделяются на письме запятыми.

Игра. – Вишни окружили дом со всех сторон.

Вишни словно окружили дом со всех сторон.

ІІгр. – Сверкает на солнце поток Днепра, а вода в нем чистая – чистая, прозрачная – прозрачная .

Сверкает на солнце поток Днепра, а вода в нем чистая – чистая, прозрачная – прозрачная как слеза.

ІІІгр. – Парень ростом почти догнал своего отца.

Парень ростом почти как отец.

VIII. Оценивание (в группе)

IX. Итог урока.

Метод «микрофон»(«Незаконченное предложение») (9 слайд)

— Сегодня на уроке мы изучали …

— Мы ставили перед собой цель …

— Мы достигли (не достигли) цели …

— Больше всего понравились такие формы работы …

— Больше всего заинтересовало на уроке …

X. Домашнее задание. (10 слайд)

Игра. – Выписать из художественных произведений семь предложений с сравнительными оборотами, выяснить их стилистическую роль.

ІІгр., ІІІгр. – упражнение 113. – Ребята – описать девушек,

Девушки – описать парней.

И хочется закончить урок небольшим стихом – пожелания к Вам.

Я желаю, чтобы с вами,

Людям было веселее,

И чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

Чтобы были вы справедливы

И в решениях умные

К людям будете добры –

Люди будут добры вам!

[свернуть]

Похожие страницы