Русский язык. 8 класс. Учебник. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.

Учебники переработаны и дополнены в соответствии с требованиями Обязательного минимума содержания основного общего образования. Структура учебников соответствует программам по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Русский язык. 8 класс. Учебник.  Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Учебник. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.

Тема. ОБРАЩЕНИЯ НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

Цель: создать комфортные условия для учебы, за которых каждый ученик

чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, самостоятельность.

Учебная: научить учащихся выделять обращение в контексте, анализировать их стилистическую роль, правильно интонировать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

Развивающая: развивать творческие умения распространять предложения путем самостоятельного введения в них обращений, конструировать предложения с опорными словами, схемами – моделями; развивать культуру общения;

Воспитательная: воспитывать у учеников доброжелательность, уважение к людям.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Улыбнитесь, пожелайте своим одноклассникам плодотворного труда

II.Формулировка темы и цели урока.(Слайд№1)

Дети формулируют самостоятельно. Учитель корректирует.

Учитель. Сегодня работа на уроке будет в форме квеста. Каждое испытание принесет Вам ценные советы, которые помогут в общении.

Говорят, что приятнее всего человеку слышать свое имя. Обращение — неотъемлемая часть языковой культуры любой страны, независимо от языка, на котором в ней говорят. Общаясь друг с другом, люди выбирают те или иные формы обращения, в зависимости от ситуации, сложившихся норм и традиций. Их нарушение оказывает негативное впечатление на имидж человека в глазах окружающих. Зато правильный выбор обращения помогает расположить к себе собеседника и способствует успешному развитию диалога. Поэтому учимся употреблять обращение.

III. Восприятие и усвоение материала.

Учитель. Дома вы поработали с теоретическим материалом по теме «Обращение».

Первое задание проходит под девизом «Ознакомлен – значит вооружен».(Слайды 3 — 7)

Игра «Лингвистический футбол»

Прием «Незаконченное предложение»,

Обращение – это…( слово или словосочетание, которое называет лицо, предмет, к которым обращена речь.)

Основная функция – …(привлекать внимание того, к кому обращаются,)

В роли обращений часто употребляются… ( имена, фамилии, названия лиц по родством.)

По строению обращения делятся…( на распространенные и нераспространенные.)

Нераспространенные…( – одно слово,) распространенные … (- два и более слов.)

Риторические обращения …

В предложении обращения ….( не выполняют синтаксической роли)

Предложения, в которых имеется обращение, …

В устной речи обращения произносятся …

Знаки препинания при обращении:

Вы молодцы. Вот первое золотое правило общения: Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. (Слайд 8)

Второе задание проходит под девизом « Мы за правильное произношение!».(Слайд 9)

Работа в парах.

Ответьте на вопрос: какие окончания будут иметь обращения в КЛ.в. в каждой из строк?

1) Володя, Катя, Василий, Андрей ( -ю).

2) Николай, Вероника, Галина, Саша ( -о ).

3) Виктория, Анастасия, Надежда, София ( -есть).

5) Даниил,Назар, Кирилл,Максим ( -е).

Учитель. Справились с заданием. Вот вторая мудрый совет: Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слов.

Третье задание проходит под девизом » не скупимся на вежливые слова!».

Проблемная задача ученикам.

— Прослушайте сценку. Что в ней кажется смешным или неуместным? О чем забыл один из собеседников?

Ученики разыгрывают сценку

Учитель. И действительно чего, вы догадываетесь. А может быть иначе.

Сценка №2

Добрый вечер. Я – Денис. Позвольте пригласить Вас на танец.

Пожалуйста ! Как раз звучит моя любимая мелодия.

Вы знаете, наши вкусы совпадают, это приятно.

Извиняюсь, у Вас, пожалуй, такое же замечательное им.*я, как и улыбка?Как Вас зовут?

Вот так из вежливого языка может зародиться дружба. А кто пренебрегает культурой речи, попадает в плачевное положение.

От чего зависит выбор формы обращения?

( От обстоятельств, ситуации общения).

Розыскная работа.

Учащиеся отчитываются о поисковое задание «самые Распространенные формы обращений в русском языке».

(Слайд 12)

Прошли с достоинством и это испытание. Еще один совет от ораторов : Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. (Б. Паскаль)(слайд13)

Коллективная работа. «Мозговой штурм» (Слайд 11-16)

Подберите формы обращений в соответствии с ситуацией участников диалога.

Четвертое задание проходит под девизом « Правила пунктуации в действии !».

(Слайд 17)

Самостоятельная работа с карточками.

— Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите, какие обращения за строением.

Карта 1. 1.Я так люблю тебя мой край красоту твоих ст … пол и гор. 2. О край мой моя лазурь тебя душа моя приветствует.

Карточка 2. 1 Как п..к..дать Донбасс твою красоту и силу? 2. Это твой подарок родной мой Донбасс!

Карточка 5. 1 Мой край звездный на тебя (не)над…влюся я (ни)как.2. О как … родная ей горячо отдал я сердце недаром. .

Карточка 6. 1.Я так люблю тебя мой кра… красоту твоих ст…пол и гор. 2. Это твой подарок родной мой Донбасс!

Карточка 7. 1. Гордо и приветливо песнь .. зазвони! 1.Эй вы струны мои золотые гласные вам (не)знать никогда…чали! .

Учитель. Еще один совет от ораторов в Вашу копилку: Берегись изысканного языка. Язык должен быть простой и изящный (Антон Чехов) (слайд 18)

П*пятое задание проходит под девизом « Предоставляем слову новых форм!».

(Слайд 19).

Учитель. Следующей задачей является упражнение на конструирование. Запишите предложение, образовав обращения от подлежащих. Выполните синтаксический разбор предложения по схеме.(слайд 19)

Упражнение на конструирование.

1) ученики всегда сознательно соблюдают правила общения.

2) Не только для развлечений, но и для развития использует молодежь социальные сети.

3) Друзья всегда приветливо здороваются и интересуются делами.

4)В любви к родной земле растет поколение молодое.

Последнее задание пройдено. К вашим советам еще одна: грамматика царит даже над царями (Жан Мольер).( слайд20)

Учитель читает стихотворение.

IV. Итог урока.

1.Проблемная задача » согласен?- Не согласен?-

Обращение есть только в одном из этих предложений:

Тбилиси! Какой прекрасный этот город в летнюю ночь!

Тбилиси! Ты сохранил свой древний вид и в новые времена!

2. Самооценивание деятельности.

V. Домашнее задание. Подберите различные формы обращений для поздравительной открытки с 8 Марта или 6 предложений с обращениями из народных песен.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов