Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, улучшенный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.

Русский язык. 8 класс.  Формат: pdf

Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Лексикология. Фразеология

Цель: систематизировать знания учащихся о лексикологию и ее основные понятия; совершенствовать умения и навыки учащихся различать группы слов по значению, выработать систему взглядов относительно использования в речи общеупотребительной и маркированной лексики; развивать словарный запас, вырабатывать умение и навыки объяснять значение фразеологизмов и правильно использовать их в общении, определять синтаксическую роль фразеологизмов, вырабатывать у школьников потребность обращаться к словарям, повышать уровень речевой культуры учащихся; воспитывать интерес к народоведения, любовь и уважение к родному народу и его слова.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (формирование языковой компетенции).

Средства обучения: таблица «Лексика украинского языка по происхождению», опорная схема «Дерево славянских языков», таблица «Лексика языка по употреблению», зачетный лист группы (их содержание —в конспекте урока), проектор.

Ход урока

Организационный этап.

III. Операционно-познавательный этап.

I этап

1. Даты определения понятий, обозначающих названия остановок (поданных в » маршрутном листе»),

2. Подобрать синонимы и антонимы к словам друг, храбрый.

3. Ввести в предложение слова синонимического ряда спасти, освободить, выручить.

II этап

Составить предложение с омонимами на углу — нарост) — на углу (место пересечения), мать (существительное) — мать (глагол).

III этап

Ввести в предложение словосочетание золотой голос и золотой цепочкой.

IV этап

Объяснить значение фразеологизмов иметь на глазу; мозолить глаза.

Задачи для II группы

1. Даты определения понятий, обозначающих названия остановок (поданных в «маршрутном листе»).

2. Подобрать синонимы и антонимы к словам веселый (история), отважный, правда.

Составить предложение с омонимами балка (яр) — балка (бревно), ласка (доброжелательное отношение) —

ласка (животное).

III этап

Ввести в предложение словосочетание свежее слово, свежая рубашка.

IV этап

Объяснить значение фразеологизмов играть первую скрипку, играть на нервах.

— Дополните предложение.

I — я команда

1. Лексикология — это…

2. Лексическое значение слова — это…

3. Прямое значение — это…

4. Однозначные слова — это…

5. Многозначные слова отличаются от омонимов тем, что…

II-я команда

1. Лексика — это…

2. Грамматическое значение слова — это…

3. Переносное значение — это…

4. Многозначные слова — это…

5. Лексическое значение имеют те слова, что…

IV. Процессуально-деятельностный этап.

Выполнение системы задач на основе повторения изученного.

Работа в парах.

— Проанализируйте таблицу «Лексика украинского языка по происхождению».

— Составьте вопросы для блиц-интервью по таблице.

— Проведите блиц-интервью с другой парой (взаимно). (Учитывать не только скорость, но и правильность вопросов и ответов).

Лексика украинского языка по происхождению

Группы украинской лексики по происхождению

Примеры

Собственно украинская лексика (незаимствованные слова):

1) слова, общие для многих славянских языков

2) собственно украинские слова

Заимствованная лексика:

Взаимоопрос.

Ориентировочные вопросы для проверки знаний.

— На какие две группы по происхождению делятся все слова украинского языка?

— Какие группы слов относят к не заимствованным?

— Как их еще называют? Приведите примеры.

— Какие слова считают заимствованными? Приведите примеры.

— Какие славянские языки вы знаете?

Работа со схемой «Дерево славянских языков».

Уведомления заранее подготовленных учеников (с использованием мультимедийной презентации).

1-я группа » исследователи»

О происхождении восточнославянских языков. Как появляются в языках заимствованные слова.

2-я группа » красноречивые»

Связный текст с собственно украинскими словами. (Мечта, возрождение, государство, возглавить. Родина, волшебный, желто-голубой, ясный, строить).

3-я группа «Библиографы»

Рассказ о том, как построен толковый словарь, как им пользоваться. По образцу толкового словаря зачитывают составленные статьи до слов виться,  торопить, завязь, гончар, лихой.

Орфографический практикум.

— Вспомните правила правописания иноязычных слов. Вместо точек вставьте, где нужно, букву.

Распределительный диктант.

«Шаг к успеху». Работа с таблицей «Лексика украинского языка по употреблению».

— Работая в парах, рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1. Какие слова составляют активную лексику?

2. Какие слои лексики относят к пассивному словарному составу? Почему?

3. Нужны ли архаизмы, историзмы нашему языку?

4. Почему новые слова относятся к пассивному словарю?

Языковедческий экскурс.

— На какие группы разделяют лексику по сферам применения?

— Почему специальную лексику называют еще лексикой ограниченного потребления?

— Что обозначает общеупотребительная лексика? Приведите примеры.

— Назовите группы специальной лексики.

— Каких слов, по вашему мнению, больше: стандартных или специальных? Почему?

Лексическая пятиминутка.

— Выясните группу поданных слов по способу использования (общеупотребительная и маркированная лексика).

— Правильно записаны словосочетания и сочетания слов? Если нет, то отредактируйте и аргументируйте выбор.

Предупредить болезнь (предотвратить болезнь)

Заключать договор (заключать договор)

Лед сдвинулся (лед тронулся)

Бросаться в глаза (упасть в глаза)

От нечего делать (нечего делать)

Принимать участие (участвовать).

Творческий практикум (компетентность продуктивной творческой деятельности).

— Запишите по 3 фразеологизмы, в состав которых входят названия животных и растений, введите их в предложение.

Творческое конструирование (компетентность саморазвития и самообразования).

— Постройте предложения с соответствующими фразеологизмами.

Второе дыхание, до седьмого пота, в одну дудку играть, звезда первой величины.

Исследования-поиск.

— Выпишите предложения с фразеологизмами, подчеркните у них члены предложения. Объясните значение фразеологизмов.

1. Улица была зеленая от молоденьких лип.

2. Зарубежному гостю создали зеленую улицу.

3. Родственники рухнули как снег на голову.

4. Прохожему на голову с крыши упал снег.

5. Столяр снимал свежую стружку с сосновой доски.

6. Отец снимал стружку с непослушного сына.

V. Итоги. Рефлексия. Оценивание.

Выполнение тестовых заданий.

Исходная рефлексия (социальная компетентность).

— Достигли ли мы поставленной цели?

— Что на уроке повторяли?

— Что из повторяющегося вы хорошо запомнили?

— Что пришлось изучать заново?

Собственные практические умения вас удовлетворили?

— Над чем вам следует еще поработать?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VI. Домашнее задание и инструктаж к его выполнению.

Используя эмоционально окрашенную лексику, составить сочинение-миниатюру «Волшебство осени».

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов