
Рабочая тетрадь подготовлена для закрепления и проверки знаний учеников по орфографии. Содержит задания, направленные на совершенствование умений осмысливать и понимать чужое высказывание, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.
Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. Формат: pdf
Предлог как служебная часть речи
II. Установочно-мотивационный этап
Психологическое руководство по изучению темы «предлог». Ознакомление учащихся со структурой темы.
III. Ознакомление семиклассников с темой, целью и задачами урока. Объявления эпиграфа урока
Кто родной дом свой забывает,
Тот судьбы не найдет в жизни.
IV. Восприятие и осознание учениками теоретического материала
Творческое наблюдение с элементами анализа
отчетливо прочитать стих. Определить, в каких поэтических строках содержится основная мысль высказывания. Выписать предлоги со словами, к которым они принадлежат.
Исследовать, с какими самостоятельными частями речи могут употребляться предлоги. Выяснить, почему эта служебная часть речи имеет именно такое название.
Указать на падежи самостоятельных частей речи, которые употребляются с предлогами.
Коллективная проработка схемы
Рассмотреть схему. Определить, какие признаки свойственны предлогу.
С помощью схемы сформулировать определение предлога как служебной части речи. Сопоставить свои выводы с теоретическим материалом учебника.
V. Осознание теоретического материала в процессе практической работы
Анализ языковых явлений на основе текста
молча Прочитать текст. Подобрать к нему заголовок, который выражал бы тему высказывания. Выписать словосочетания с предлогами, указывая на смысловые отношения, выраженные с помощью предлогов.
Смысловые отношения:
· пространственные (место или направление действия) — идти в школу, убирать во дворе;
· временные — после уроков, дней за пять;
* причинные-от радости, из печали;
· цели — подготовить для чтения;
* допустимые-несмотря на погоду;
· атрибутивные — тетрадь для рисования;
· объектные — общение с другом.
выяснить, могут ли предлоги выражать определенное значение самостоятельно, без полнозначных частей речи.
Исследования-сопоставление
Прочитать фразеологические обороты. Объяснить их значение (при необходимости воспользоваться фразеологическим словарем). Записать, образуя пары антонимических фразеологизмов. Выделить в них предлоги.
Родиться под счастливой звездой; попасться в лапы; плыть по течению; привлекать к себе; прийти на ум; под самым носом; за глазами; без царя в голове.
Отворачивать от себя; иметь голову на плечах; родиться без рубашки; вылететь из головы; за тридевять земель; плыть против течения; в глаза; вырваться из лап.
Выяснить, на какие падежи указывают предлоги.
Распределительный диктант
распределить представленные предлоги сначала на синонимичные, затем-на антонимические, таким образом образовав синонимичные и антонимические ряды предлогов.
Около, между, над, для, Во, круг, под, от, ради, через, с целью, перед, между, с, близко, к, у, край, за, В, С, между, сквозь, со, среди, мимо.
составить с предлогами одного синонимичного и антонимического рядов словосочетания. Объяснить служебную роль предлогов у них.
VІ. Итог урока
Подумать и дать ответы на вопросы:
1. Какие части речи относятся к служебным?
2. Какая часть речи называется предлогом? В чем заключается его служебная функция?
3. С какими самостоятельными частями речи употребляются предлоги?
4. Какие смысловые отношения выражаются с помощью предлогов? Привести собственные примеры.
VІІ. Домашнее задание
1. Составить и записать диалог с 8-10 реплик на тему «выдающиеся имена», соблюдая правила пунктуации. Выделить в тексте предлоги, определить, с какими падежами употребляются.
2. Составить небольшое сочинение-размышление в публицистическом стиле на тему «Как быть полезным обществу?»
Предложения интернет-магазинов