Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г.

В 1 части пособия содержатся материалы об особенностях преподавания курса русского языка в 7 классе, методические рекомендации по организации деятельности учащихся, направленной на достижение предметных и метапредметных результатов; во 2-ой части книги даны приблизительные конспекты уроков, в которых представлен разноуровневый дидактический материал, дополняющий основное содержание учебника, а также включены варианты проверочных и контрольных работ.

Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки.  Формат: pdf

Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г.

Написание наречий вместе и через дефис

Цель: повторить и углубить знания учеников о способах создания наречий; способствовать укреплению навыков правописания сложных наречий вместе и через дефис и обозначать соответствующие орфограммы, объяснять их с помощью орфографических правил; формировать общепознавательное умение правильно писать сложные наречия с изученной орфограммой, находить и исправлять ошибки в правописании сложных наречий; развивать творческие умения сопоставлять, сравнивать, моделировать и конструировать языковые явления.

Внутрипредметные связи:

Лексикология и фразеология: наречиясинонимы.

Культура речи и стилистика: правильное акцентирование сложных наречий.

Текст (риторический аспект): использование наречий в текстах публицистического стиля.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Ознакомление семиклассников с темой, целью и задачами урока. Объявления эпиграфа урока

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда гармонии ищешь в жизни!

III. Актуализация мотивационных резервов семиклассников

Исследованиенаблюдение

отчетливо прочитать текст вслух. Доказать, что высказывание относится к размышлению. С помощью чего автор достигает выразительности речи?

выписать слова, пишущиеся через дефис. Выяснить, к каким частям речи они относятся. Попытаться объяснить правописание этих слов.

доверяли ли вам друзья какуюто тайну? Рассказать, смогли ли вы удержать ее.

Выборочная работа

Вспомнить правила правописания сложных слов через дефис. Выписать наречия, объяснить их правописание.

Академикфизик, пососедски, альбомкнига, альфалучи, англоукраинский, беседаинтервью, бог знает как, бурозеленый, полюбому, вицеадмирал, вокальноинструментальный, давнымдавно, пятьшесть, гденибудь, деньдругой, гдето, детскоюношеский, какойнибудь, невесть что, тото, белыйбелый, ходилходил, часто, большойпребольшой, минифутбол, потвоему.

Сформулировать правила употребления дефиса в наречиях. Свои выводы сверить с теоретическим материалом учебника.

IV. Осознание полученных знаний в процессе практической работы

Моделирование синтаксических единиц

Образовать словосочетание «глагол + наречие с приставкой » по-». Объяснить правописание наречий через дефис.

Петь (итальянский), объяснить (родительский), написано (детский), попросить (добрый), одеться (модный), признать (честный), убрать (хозяйский), думать (свой), защищать (геройский).
определить способ созидания наречий. Сделать словообразовательный анализ двух из них.

Творческое конструирование

От прилагательных образовать по образцу наречия приставочносуфиксальным способом. Сформулировать правило написания наречий через дефис.

Образец. Дедовскийподедовски, подедовски.

Испанский, материнский, богатырский, азиатский, братский, командирский, европейский, детский, охотничий, панібратський, свойский.

Наречия, образованные от выделенных прилагательных, разобрать по строению.

Исследованиясопоставление

Списать, раскрывая скобки. Сравнить написание созвучных слов. Сделать вывод о правописании наречий с префиксом ПОи однозвучных прилагательных и числительных с предлогом по. Свои соображения сверить с теоретическим материалом учебника.

1) подписать тетрадь (по) школьной. — (По) школьному дворе разбежались школьники. 2) охотник шел (по) лисьему следу. — Он смотрел на еду (по)лисью. 3) Птички защебетали уже (по)весеннему. — (По) — весеннему небу пролетели первые ласточки. 4) занятия продолжаются (по) первое июня. — (Во)первых, нужно встретиться с товарищем. 6) Рапорт отдавали (по)военному. — Каждому герою дали (по)военному званию.

Распределительный диктант

Распределить наречия, пишущиеся через дефис, по колонкам таблицы в соответствии с правилами правописания.

По/азиатски, по/вашему, гдето/то/где, век/века, далеко/далеко, по/восьмое, казна/откуда, по давнему, еле/еле, так/то, невесть/куда, как/нибудь, по доброму, тихо/мирно, зачем/всетаки, мало/помалу, по/другому, по казацки, кто знает/сколько, откуда/таки, неизвестно как, по своем.

Исследованиенаблюдение

Ø записать наречия во что бы то ни стало, лицом к лицу, всегонавсего, гдени где, когдани когда, бок о бок, какникак. Запомнить их правописание. Обратить внимание на состав этих наречий.

Объяснительный диктант

Списать, раскрывая скобки. Определить синтаксическую роль наречий. Выделить орфограмму » дефис в наречиях».

Определить разряд по значению наречий.

Лингвистическая игра » Подбери синоним»

поданных сочетаний слов подобрать из справки наречиясинонимы. Объяснить, каким способом образованы эти наречия.

На босу ногу, ненароком, по пути, все, по собственной воле, дело, второпях, слева, плашмя, заодно, против воли, когдалибо.

Справка: вскользь, в то же время, босиком, на скорую руку, всегда, все, мимоходом, справа, в охотку, навзничь, силой, слева.

34 наречия ввести в самостоятельно составленные предложения.

Исследованиенаблюдение

Запомнить ударение наречий босиком, навзничь, плашмя, заодно, одновременно. Сделать фонетический разбор одного из них.

обратить внимание на правописание и ударение слов зря что, пока что, только что, разве что, что ли.

Логический диктант

к устойчивым выражениям подобрать и записать наречияответчики, снимая черту. Выяснить морфологическое строение этих наречий. Объяснить их правописание.

На все заставки, сколько есть силы, где пришлось, на живую нитку, никоим способом, с бегом времени, страшное дело сколько, правду говоря, ни в коей мере.

Справка: абы / как, что / духа, где / дальше, или / мало, абы / где, что / силы, ни / немного, что / правда, ни / как.

Записать самостоятельно подобранные сложные наречия, образованные с помощью частиц чтобы-, ни-, де-, или-, что-, как-.

Исследованиявосстановление

Образовать сложные наречия сочетанием предлога с самостоятельными частями речи. Записать, подчеркнуть орфограмму.

В (зима), в (лето), с(бок), на(Встреча), о(север), у(гора), на(сила), в(ручной), на(четверо), на(что), в(утро), на(двое), на(быстрый), с(полный), с(Первый), по(маленький), за(новый), до(куча), на(весна), над (вечер), к (низ), в(второй), по(малый), с(легкий), к(голый), по(рука), на(показ).

Определить, от каких частей речи образованы наречия и каким способом.

с помощью словаря выяснить, выступают ли синонимами слова наверх и нагора. С одним из них составить предложение.

V. Рефлексия на уровне понимания

Самостоятельная работа по вариантам

Выписать наречия по вариантам: вариант 1образованные сочетанием предлога с наречием; вариант 2предлога с существительным; вариант 3предлога с прилагательным; вариант 4предлога с числительным; вариант 5предлога с местоимением. Объяснить правописание.

На/пример, в/день, в/во, в/ничью, в/третьих, с/простая/вечно/сейчас/видимо, в/пятое, в/том,/века,/везде, на//четверо, в/ночи,/равно, по/одному, с/низу, в/уровень,/долго, с/горячую, с/видна, с/простая/начала,/везде, в/голос/трое.

Разобрать по строению выделенные наречия.

назвать наречия, у которых количество букв и звуков не совпадает. Выяснить почему.

. Итог урока

Подумать и дать ответы на вопросы:

1. Какие наречия пишутся через дефис? Привести примеры.

2. Назвать существенные признаки наречий, пишущихся слитно.

3. Привести примеры наречий, которые по звучанию совпадают с сочетаниями существительных, прилагательных или числительных с предлогами. Одинаковое ли написание этих созвучных слов?

VІІ. Домашнее задание

1. Ввести поданные слова в самостоятельно составленные предложения. Объяснить их правописание.

Повашемупо вашему; повосьмоепо восьмое; подомашнемупо домашнему.

2. Объяснить, почему представленные пары однокоренных слов пишутся поразному.

Попроступопростому,

порозньпоразному.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов