Русский язык. 7 класс. Мурина Л.А. и др.

Учебник для 7 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.

Формат: pdf

Русский язык. 7 класс. Мурина Л.А. и др.

Не производные и производные предлоги

Внутрипредметные связи:

Лексикология и фразеология: производные и не производные предлоги в пословицах и поговорках, производные и не производные предлоги-синонимы.

Культура речи и стилистика: особенности употребления предлогов с существительными.

Текст (риторический аспект): использование предлогов в речи для воспроизведения логических связей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (формирование языковой компетенции).

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Ознакомление семиклассников с темой, целью и задачами урока

III. Осознание и восприятие теоретического материала

Комментарий учителя. По способу созидания (или происхождению) все предлоги делятся на не производные и производные.

К не производным относятся предлоги в, на, от, до, при, под, с, за, над, через и др. происхождение которых определить невозможно. Производные предлоги образованы путем сложения нескольких не производных предлогов (посреди → по + среди; с- → с + с) или перехода самостоятельных частей речи в предлоги (край, около, соответственно).

коллективная проработка схемы

Способы создания производных предлогов

Анализ языковых явлений на основе текста

Выписать предлоги. Выяснить, к какой группе по происхождению (не производных или производных) относятся выделенные предлоги. Свои соображения сопоставить с теоретическим материалом учебника.

в сочетании при составлении заменить предлог синонимическим производным, а в сочетании в течение 1556-1561 годов-синонимическим не производным.

IV. Выполнение системы задач творческого характера

Выборочная работа с элементами анализа

Ø выписать пословицы, в которых уживаются производные предлоги. Определить способ их создания.

1) Не всякая дорога проходит круг села. 3) И самый сладкий хлеб на чужбине желаемого вкуса не имеет. 4) С чужим и посреди села расставайся. 5) Для прошеного гостя много надо. 6) Далеко, как от земли до неба. 7) надо все делать ради того, чтобы зажиточно жить. 8) В процессе работы время быстро проходит (Род. творчество).

выяснить, в каком падеже стоят слова, употребленные с производными и не производными предлогами.

к производным предлогам подобрать синонимичные не производные.

Исследования-сопоставление

Сравнить выделенные в предложениях созвучные слова. Объяснить, какие из них относятся к самостоятельным частям речи, а какие — к производным предлогам.

Выяснить, как можно отличить производные предлоги от омонимичных существительных и наречий.

Комментарий учителя. Следует отличать производные предлоги от омонимичных существительных и наречий. Например: круг (существительное) и круг (предлог), вокруг (наречие) и вокруг (предлог).

Производные предлоги, в отличие от однозвучных существительных и наречий, выражающих самостоятельного лексического значения, а лишь указывают на определенные смысловые отношения в сочетании с существительными, числительными или местоимениями. Например, в предложении Верба толстая, и внутри пустая (Род. творчество) наречие внутри характеризует действие по месту, где выполняется процесс. А в предложении Все процессы были скрыты внутри приборов производный предлог внутри указывает на пространственные отношения только в сочетании с существительным.

Комментируемое письмо

записать сопряжение слов. Выделить в них производные предлоги. Запомнить их правописание.

Несмотря на замечания, согласно распоряжению, согласно графика, в течение недели, в связи с болезнью, с целью восстановления, во время заседания, в процессе обсуждения, во главе с руководителем, за исключением спортсменов, независимо от условий.

Поразмыслить, какому стилю свойственно употребление подобных речевых оборотов, в состав которых входят производные предлоги.

Поисково-выборочный диктант

Прочитать предложение. Выяснить их стилевую принадлежность. Свое мнение доказать. Выписать производные предлоги, сгруппировав их по способу созидания.

1) В нашей Галактике звезды расположены неравномерно, их больше всего вокруг ее центра, где сила тяжести максимальна. 2) Невооруженным глазом на ночном небосводе можно увидеть около 2000 звезд. 3) Отдельные созвездия можно наблюдать на ночном небе в течение всего года, их называют околополярными. 4) Звезды в созвездиях никак не связаны между собой ни в пространстве, ни во времени. 5) Комета состоит из «головы» и «хвоста», который становится ярким и долгим в период приближения ее к Солнцу. 6) Проходят тысячи лет, и голова кометы уменьшается за счет таяния льда. 7) в Результате исследований ученые пришли к выводу, что во Вселенной, кроме видимых небесных тел, являются космические лучи, заполняющие межзвездное пространство (Из учебника географии).

Назвать не производные предлоги. Определить, с какими падежами существительных они употребляются.

Творческое конструирование

с представленными словами составить и записать предложение. Выяснить синтаксическую роль этих омонимичных слов. Задания на падежи существительных или местоимений, с которыми употреблены производные предлоги.

Край (существительное) — край (предлог); круг (существительное) — круг (предлог); течение (существительное в форме орудного падежа) — в течение (предлог); навстречу (наречие) — навстречу (предлог); вокруг (наречие) — вокруг (предлог).

V. Обобщение и систематизация изученного по теме

Игровая задача » развяжи кроссворд»

Вписать по горизонтали производные предлоги согласно представленных характеристик и прочитать в выделенном вертикальном ряду название одной из служебных частей речи.

1. Омонимическое существительное время с не производным предлогом, антонимическим предлогом над. 2. Сочетание омонимического существительного предлога в форме родительного падежа единственного числа и предлога по. 4. Предлог, указывающий на местонахождение предмета вблизи другого, синонимичный предлогам около, круг. 5. Омонимический существительное цель в форме творительного падежа единственного числа с предлогом с. 6. Предлог, применяемый для обозначения предметов, явлений, понятий, которые не принимаются во внимание при развертывании действий. 7. Омонимический наречие в соответствии с предлогом до. 8. Предлог, употребляемый для обозначения предметов, явлений, понятий, вопреки которым происходит действие. 9. Омонимический существительное вид в форме дательного падежа единственного числа с предлогом у. 10. Сочетание омонимического существительного связь в форме дательного падежа единственного числа с предлогами у и з.

Ключ. 1. Во время. 2. По поводу. 3. На случай. 4. Край. 5. С целью. 6. Несмотря на. 7. Согласно. 8. Независимо от. 9. В виде. 10. В связи с. Ключевое слово — предлог

Запомнить правописание производных предлогов. Из 2-3 предлогами составить предложение.

Исследовать, какой производный предлог по способу созидания является «лишним». Объяснить почему.

VІ. Итог урока

VІІ. Домашнее задание

1. Составить заявление (или объяснительную записку), используя производные предлоги несмотря на, согласно, согласно, в связи с, в процессе, независимо от.

2. Выписать из учебника истории или географии 4-5 предложений с производными предлогами, образованными разными способами.

3. Составить рассказ об истории становления своего региона (области, города, села) в научно-популярном стиле, используя не производные и производные предлоги.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов