Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс

Компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения. Задачи в 7 классе готовят школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. В методическом плане задачи организованы на основе общеучебной технологии, учитывают основные требования к чтению, являются основой для выполнения тестов ГИА. Учебник предназначен для учащихся 7 классов школ всех типов, а также преподавателям русского языка.

Задания на понимание текста. 7 класс. Формат: pdf

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс

Лексикология и фразеология: фразеологизмы с наречиями; наречия-синонимы.

Синтаксис: наречия в роли второстепенных членов предложения.

Культура речи и стилистика: правильное подчеркивание наречий.

Текст (риторический аспект): использование наречий в текстах научно-популярного стиля.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Ознакомление семиклассников с темой, целью и задачами урока. Объявления эпиграфа урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Коллективная работа с текстом

Ø Прочитать. Выяснить тему текста. Подобрать к нему заголовок. Назвать наречия, употребленные в тексте. Указать их разряд по значению и синтаксическую роль.

Одну из самых загадочных археологических культур Восточной Европы открыл в 1893 году выдающийся украинский археолог, чрезвычайно одаренный человек, Викентий Вячеславович Хвойка. Он родился в многодетной семье в северной Чехии. Переехав из Праги в Киев, В. Хвойка сначала учительствовал и занимался выведением новых сельскохозяйственных культур, за что вскоре его избрали членом Французской национальной академии.

В Киеве внимание ученого привлекли высокие днепровские склоны и холмы, живописные руины и достопримечательности. Именно здесь он начал серьезно интересоваться археологией, поисками древних культур.

В. Хвойка вошел в историю археологии прежде всего как первооткрыватель трипольской культуры, развитие которой длился около двух тысяч лет.

определить способы созидания выделенных наречий.

IV. Восприятие и осознание учениками теоретического материала

Самостоятельная проработка таблицы

Способы создания наречий

Комментарий учителя. Наречия происходят от всех самостоятельных частей речи: от существительных (начало → сначала, гора → сверху), прилагательных (тихий → тихо, новый → заново), числительных (два → два раза, первый → впервые), местоимений (мой → по-моему), глаголов (хотеть → вволю, сидеть → сидя), от других наречий (теперь → до сих пор, всегда → навсегда).

Творческое конструирование

с помощью добавления словообразовательных суффиксов и префиксов, поданных в рамке, образовать наречия. Назвать способы их создания.

Суффиксы

— о, — е, — ому, — у, — ки, — и

Префиксы

по -, на -, в -, из -, за -, о-

Тихий, новый, двое, голос, гора, низ, ручной, мой, глаза, привлекательный, молчать, весна, украинский, первый, дальний, бок, север, верх, хотеть.

Исследовать, от каких слов можно образовать различные по строению наречия.

Образец

Сделать вывод, от каких частей речи образуются наречия.

V. выполнение системы практических задач творческого характера

Исследования-восстановление

восстановить фразеологизмы, уставив из справки нужные по содержанию наречия. Объяснить значение выделенных фразеологизмов. Составить с ними предложение.

Видеть…, под стол… ходить, …было вернуться, свалить все…, переворачивать… дном, держать… носа, видимо и…, …летать.

Справка: насквозь, высоко, вместе, пешком, невидимо, нигде, вверх, вверх.

Выписать наречия, образованные:

а) от существительных;

б) от прилагательных;

в) от других наречий.

Выяснить способ их создания.

Сделать полный словообразовательный анализ наречия невидимо.

Орфоэпический диктант с элементами выборочной работы

Прочитать наречия, правильно их подчеркивая. Выписать лишь те, что образованы слиянием основ слов.

Справа, завидная, всегда, вокруг, вдогонку, вскользь, мимоходом, внутри, босиком, невольно, осенью, ночью, утром рано, за глаза, однако, напролом, изнутри, обеими руками, в последний раз, вничью, наизусть.

Запомнить слова с двойным ударением натрое, лицом вверх.

С помощью толкового словаря объяснить значение наречий вскользь и мимоходом. Составить с ними предложение.

Сделать словообразовательный разбор «лишних» наречий. Обозначить в них ударение, воспользовавшись орфографическим словарем или словарем ударения.

Исследования-сопоставление

для поданных наречий характерным является двойной ударение. С помощью словаря ударений или толкового словаря выяснить, в каких словах при изменении ударения меняется лексическое значение. Ввести эти наречия в самостоятельно составленные предложения.

Безразлично, больно, сейчас, горячо, глубоко, голыми руками, даром, в целом, всегда, жалко, дочиста, выгодно.

Распределительный диктант

сгруппировать наречия по способам созидания:

а) образованы суффиксальным способом;

б) образованы префиксальным способом;

в) образованы префиксально-суффиксальным способом;

г) образованные слиянием основ;

д) образованы переходом остальной части речи в наречие.

Обратить внимание на ударение в словах лежа (наречие), лежа (деепричастие). Сделать вывод о роли ударения в русском языке. Составить предложение с этими словами.

Исследования-моделирование (работа в парах)

подобрать по три наречия к представленным схемам-моделям, определив способ созидания слов.

По одному наречии каждой группы ввести в словосочетание так, чтобы в роли главного слова выступали разные части речи.

VІ. Рефлексия на уровне осмысления теоретического материала

Самостоятельная работа

Записать наречия, ставя в них ударение. Прочитать наречия вслух, правильно их подчеркивая.

Порой, где-нибудь, доверху, обычно, вблизи, рано, слева, наотмашь, воочию, сторонам, надолго, весной, насквозь, невдалеке, неспроста, передом, один на один, вперемешку, внутри, широко.

выделенные наречия разобрать по строению.

Подобрать синонимы к наречиям неподалеку, порой и антонимы к наречиям утра, вблизи, широко.

VІІ. Обобщение сделанного на уроке

Игровое задание «Пятое лишнее»

ØПроанализировать способы создания наречий, пользуясь таблицей «Способы создания наречий». Найти «лишний» в каждом ряду слов.

1. Далеко, горячо, вверх, задумчиво, высоко.

2. По-нашему, на улице, трижды, упорно, зимой.

3. Тихо-тихо, втихаря, втридорога, туда-сюда, издавна.

4. До сих пор, втрое, обеими руками, затемно, нисколько.

VІІІ. Итог урока

Подумать и дать ответы на вопросы:

1. От каких частей речи могут походить наречия?

2. Какие способы созидания являются характерными для наречий? Какие из них являются самыми продуктивными? Доказать это.

3. Назвать основные правила ударения наречий. Привести собственные примеры.

4. Объяснить роль ударения в словах сидя — сидя, стоя — стоя.

СМЕХ. Домашнее задание

1. Представить ситуацию: на уроке истории вы получили индивидуальное задание подготовить информацию о выдающемся памятнике архитектуры (скульптуры, живописи и т. д.) вашего родного края. Составить познавательную рассказ в интересной форме, используя наречия задолго, изнутри, в то же время, издавна, со всех сторон, где-то, в позапрошлом году и др.

2. Считаете ли вы себя патриотом своего города (села или поселка)? Используя наречия, образованные разными способами, составить небольшое сочинение-размышление на тему «Я люблю свой город (село)», выразив убедительные аргументы в подтверждение собственной точки зрения

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов