К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 7 класс

Нестандартная методика позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и пунктуации. На все задания в книге даны ответы для самопроверки.
Учебник предназначен обучающимся для самостоятельного овладения навыками грамотного письма; педагогу — для занятий с отстающими учащимися; родителям, если они хотят повысить успеваемость своих детей.

50 занятий с репетитором. Формат: pdf

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 7 класс

Тип урока: урок развития коммуникативных умений.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Ознакомление семиклассников с темой, целью и задачами урока

III. Подготовительная работа к составлению сочинения-рассказа по данному сюжету

Коллективная работа с текстом-образцом

Вспомнить, что такое рассказ. Прочитать текст. Можно ли назвать его рассказом? Аргументировать свое мнение. Выразить личное отношение к изображаемых автором событий.

Памятка «Как составить сочинение-рассказ по данному сюжету»

Сюжет — это событие или система связанных между собой событий, в процессе развития которых в произведении раскрываются содержание произведения и характеры персонажей.

В сюжете можно выделить основные элементы:

Экспозиция — события, которые описывает автор до завязки.

Завязка — эпизод, которым начинается развитие сюжета в произведении и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация — момент подъема, напряжения в развитии событий.

Развязка-заключительное действие, выступающее как результат развития событий.

V. Работа над составлением сочинения-рассказы

Осмысление структурных частей сюжета будущего произведения-рассказы

Вспомнить сюжет повести М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят». Прочитать план. Согласны ли вы с тем, что обозначенные пункты являются экспозицией и завязкой? Аргументировать свое мнение. Каких частей сюжета не хватает?

1. Первое знакомство с Михайликом (экспозиция).

2. Восприятие Михайликом красоты родной природы.

3. Благодарность мальчика своей маме.

4. Первое знакомство Михайлика с книгой (завязка).

Продолжить составление плана.

Самостоятельное составление сочинения-рассказа по данному сюжету

составить произведение-рассказ на тему «Михайлик и его восприятие взрослого мира».

VІ. Домашнее задание

Представить, что вы являетесь одним из соавторов детского журнала «Познайка». Вам поручено написать в следующий номер рассказ о жизни и приключениях современных школьников. Для этого вам пришлось побывать в одной из школ города (поселка), чтобы собрать материалы для будущей работы. Сочинить и написать сочинение-рассказ по увиденному (услышанному) сюжету. Подобрать заголовок, который бы мог заинтересовать читателей.

Экспресс-опрос

1. Какие жанры вещания вам известны?

2. Назвать основные жанры публицистического стиля.

3. С какими жанрами официально-делового стиля вы знакомились в 6 классе?

4. Какому стилю речи свойственен такой жанр, как повествование? Свое мнение обосновать.

5. Вспомнить из уроков украинской или зарубежной литературы основные признаки рассказа.

6. Чем рассказ отличается от других жанров художественного стиля?

Выборочно-поисковая работа (работа в парах)

Выписать жанры речи, характерные художественному стилю. Свой выбор обосновать.

Очерк, фоторепортаж, рассказы, интервью, повесть, статья, роман, отчет, поэма, реклама, баллада, поручение, расписка, сонет, сообщение, новелла.

III. Оформление систематизированных знаний учащихся о рассказах

Коллективная проработка схемы

Особенности рассказа

Работа с текстом-образцом

Прочитать текст молча. Доказать, что высказывание относится к рассказу. Определить микротема. Составить план.

СЕДОЙ ЛУНЬ

Часто можно услышать поговорку: седой как лунь. И не все знают, что оно такое — седой лунь. Не знал этого и я, хотя не раз слышал поговорку.

Потом узнал, что лунь — это птица. Есть их несколько видов: полевой, степной, болотный и луговой. И «седой» больше всего подходит к полевого луня. Старый самец имеет пепельно-серые крылья и спину, белую головку и беловатый живот.

Однажды выпало мне наблюдать, как лунь охотится. И вот что я заметил: он всегда вылетает в одно и то же время и в одном и том же направлении. Полет его непривычный: птица почти не машет крыльями, так что кажется, будто он очень устал и вот-вот упадет. А на самом деле лунь пристально выискивает добычу: мышей, ящериц, мелких птичек.

Как-то шел я лугом по высокой и густой траве. Солнце обратило уже за полдень и перестало прижигать, но воздух был еще горяч. Утомившись, я лег лицом вверх. Тихо шелестел трава, в голубом небе плыли маленькие белые облачка. В этой тихой благодати я задремал.

Проснулся от пронзительного птичьего крика. Надо мной летали луни. Летали не беспорядочно, а словно тремя этажами. Наивысшее кружил старый, опытный птица, чуть ниже — трое молодых, а еще ниже — мать-луница.

«Что оно за парад такой?» — удивился я.

Старый лунь ловил на земле добычу, высоко взлетал и бросал ее. Молодые луни пытались поймать. Сначала это им не удавалось. Тогда добычу у земли подхватывала луница. Поймав, она взлетала вверх, а лунь-отец занимал ее место внизу, и обучение длилось дальше. Вот один молодой лунь таки изловчись поймать добычу. Отец бросился искать новую.

Все ему приходилось чаще и чаще ловить на земле добычу. Все шустрее подхватывали ее дети…

Вдруг случилось что-то странное. Двое находчивых молодых птиц каждый раз ловко ловили добычу, не допуская к ней третьего. Тогда отец сломя голову бросился вниз и отогнал хулиганов. Теперь усваивать науку охоты остался третий молодой лунь…

«Сколько ласки и строгости, настойчивости и терпения, — подумалось мне, — нужно этим птицам, чтобы научить детей… не так оно и у людей?..» (Г. Майстренко).

Охарактеризовать строение текста: назвать экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Какой сюжетный элемент в рассказе предшествует экспозиции? Является ли он обязательным?

Назвать части текста, не связанные с рассказом.

Выборочно-распределительная работа

Записать слова и сочетания слов в три столбика: а) те, что служат для связи предложений в начале рассказа; б) для выражения последовательности действия в основной части; в) для связи предложений в конце повествования.

Наконец, впоследствии, это было, как-то, вот так, потом, позже, однажды, это случилось, вдруг, вот такая история, после того, таким образом, помнилось мне, неожиданно, вот такой случай, тогда.

Восстановление деформированного текста

Прочитать отдельные части высказывания. Расположить их так, чтобы восстановить последовательность рассказа в народном рассказе.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов