
Рабочая тетрадь по русскому языку адресована ученикам и является составной частью УМК по русскому языку для 7 класса авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. Все упражнения и задания рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и подготовлены для организации закрепления и проверки знаний учеников по русскому языку в 7 классе.
Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. Формат: pdf
Слова сравнения в текстах-описаниях
Тема. Слова сравнения в текстах-описаниях. (Упражнения 100-104)
Цели. Ознакомить со словами-сравнениями, их ролью в тексте.
Формировать умение употреблять слова-сравнение в своей речи. Развивать творческие способности.
Оборудование: сочинения-описания, репродукция картины художника Н. Глущенко «Осень в Киеве», учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.
II. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте, как вы сгруппировали слова упражнения.
— Какие слова можно употребить в переносном значении? Приведите пример.
— Прочитайте подобранные вами родственные слова, которые можно употребить в переносном значении.
— К каким частям речи они принадлежат?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
— Тема сегодняшнего урока немного необычная. Мы будем обогащать наш активный словарь сравнениями, учиться употреблять их в своей речи.
Вспомните, встречались ли вы с такими словами на уроках литературного чтения, в разных текстах-описаниях?
— Приведите примеры.
2. Выполнение упражнения 100.
— Понаблюдаем за тем, какую роль играют в тексте сравнения с упражнения 100 (С. 51). Прочтите стих.
— Какой в нем изображена белочка?
— Опишите ее, используя слова текста.
— С кем, по вашему мнению, можно сравнить белочку, описанную в стишке Марии Пономаренко?
3. Каллиграфическая минутка (по упражнению 101).
— Сравните написание букв д и б.
— Чем они похожи и чем отличаются?
— Запишите каллиграфически буквы и слова с этими буквами.
4. Коллективное выполнение упражнения 102.
— Продолжаем наблюдать за ролью сравнений в тексте. Что же такое сравнение? (Сравнение-это художественное средство, которое помогает нам представить описанную картину.)
— Сначала прочитайте текст упражнения.
— Придумайте заголовок к тексту.
— Прочитайте, как описано Рудика.
— Какие сравнения употреблены в описании бельчонка?
— Какие существительные с переносным значением, по вашему мнению, особенно выразительные, меткие? Почему вы так думаете?
— Спишите песенку. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся.
— Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.
IV. Физкультминутка.
— Представьте, что вы белочки, и выполните упражнения.
Белочки
Раз, два! Попрыгали!
Три, четыре! Назад стали.
Лапки влево, лапки вправо.
Лапки вверх подняли.
Все тихонечко присели.
Потом снова приподнялись.
И кружились, веселились,
улыбнулись
и за науку снова взялись.
В. Гришкина
V. Закрепление изученного материала: построение собственных высказываний с использованием сравнений.
1. Задача высокого уровня: упражнение 103.
Из поданных слов, словосочетаний, незаконченных предложений ученики создают свой текст-описание, добирают до него заголовок.
3. Задача достаточного уровня: работа в тетради.
VI. Итог урока.
— С какими частями речи вы встречались на уроке?
— Какие из них употреблялись в переносном значении?
— Обратите внимание на эпиграф: «Белка, белка, белочка». Объясните значение слова выверка. Запишите его в словарик.
Сравнения, употребленные на уроке, вам запомнились?
— Согласны ли вы с таким выводом: в сравнениях употребляются слова, имеющие переносное значение?
— Докажите свое мнение с помощью примеров из текста упражнения 102.
— Отгадайте загадку:
Ой, какая же она хорошенькая,
пышнохвостая и рыженькая,
не зверек — просто чудо, s
неугомонное, озорное.
Вверх — вниз, на ветку с ветки.
Кто же это будет, детка?
— Опишите это животное, используя образные выражения текста.
VII. Домашнее задание.
1. Упражнение 104 (выписать слова, употребленные в переносном значении).
2. Для тех, кто хочет знать больше: упражнение 104.3.
Предложения интернет-магазинов