Русский язык. 6-9 классы. Правописание наречий. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю.

Учебник «Правописание наречий» подготовлен для повышения орфографической грамотности и посвящено одному из орфографических блоков — правописанию наречия. Теоретический материал по орфографическим темам дан в разделе, где представлены основные орфографические правила и ряд норм культуры речи. Орфографические правила показаны нетрадиционно: в блоке дано основное (базовое) правило и показаны трудности, которые необходимо учитывать при применении данного правила.

Русский язык. 6-9 классы. Правописание наречий.  Формат: pdf

Русский язык. 6-9 классы. Правописание наречий. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю.

Повторить информацию о значении слова в языке и речи, о способности слова раскрывать разноцветный мир вокруг нас, называть предметы, действия, признаки предметов, группироваться в части языка. Обогащать активный словарь учащихся.

Воспитывать бережное отношение к использованию слов в своей речи.

Оборудование: портрет Лины Костенко, таблица «Части речи», учебник, тетрадь.

Ход урока

И. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.

II. Проверка домашнего задания.

— Прочитайте, какими однородными членами предложения вы заменили выделенные слова в домашнем задании.

— А какие члены предложения называются однородными? (Однородные члены предложения — это слова, которые помогают нам раскрывать разноцветный мир вокруг нас, называть предметы, признаки предметов, действия, имеют разные значения, могут группироваться в части языка.)

III. Актуализация знаний.

— Вспомните, что вы знаете о частях речи из того, что вы учили раньше.

— Прочитайте выразительно стихотворение Виктора Терена из упражнения 90 (с. 46).

— Найдите однородные члены. Какую картину рисуют они в вашем воображении? Какой частью речи выражены?

— Второе задание выполните коллективно: найдите в стихотворении глаголы будущего времени, подберите к ним формы настоящего времени, запишите по образцу, данному в учебнике.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока. Постановка проблемной ситуации.

— А теперь прочитайте эпиграф к уроку: «Осенние тучи серые, как слоны». Это слова из стихотворения поэтессы Лины Костенко, со стихами которой мы часто встречаемся в этом учебнике.

Учитель демонстрирует портрет Лины Костенко и предлагает прочитать текст стиха в упражнении 92 (с. 47), записать эпиграф к уроку и сравнить его содержание с текстом стихотворения.

— Сколько предложений в стихотворении?

— Почему вы так считаете?

— Разберите каждое слово этого стиха по частям речи.

— К какой части речи относится слово я?

2. Решение проблемной ситуации из-за проработки нового материала.

Работа с таблицей учебника (с. 47) под руководством учителя.

— Прочитайте таблицу. Подумайте, по каким признакам мы различаем части речи.

— Сделайте вывод, дополните таблицу примерами названных частей речи.

— Докажите, чем предлог и союз отличаются от других частей речи.

— Нашли ли вы в таблице слово я?

— Итак, мы знаем еще не все части речи и нас ждут новые открытия.

3. Каллиграфическая минутка по упражнению 91 (С. 46).

— Образуйте из представленных слогов слова и запишите их. (Октябрь, желтеет, желтый.)

— Определите, к каким частям речи относятся эти однокоренные слова, докажите свое мнение.

— Выделите общую часть родственных слов.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Чтение сказки из упражнения 93.

Читает ученик, а за нехваткой времени может читать учитель.

— Назовите принятые в тексте глаголы-синонимы. (Важничает, красуется.)

— Как вы думаете, с какой целью они употреблены в сказке?

— Спишите первое предложение третьего абзаца, разберите его по частям речи графически: глаголы подчеркивайте двумя черточками, существительные — одной, прилагательные — волнистой.

2. Развитие речи (работа в парах).

— Просмотрите текст сказки, придумайте продолжение и переведите ее выразительно, передавая интонацию речи лиц-героев произведения (автора, Сосенки, Березки, Липки).

VII. Итог урока.

— Отгадайте загадку: «В дорогу отправляюсь, чтобы добраться до горизонта.

Я за ним, он — бежать, не дается догнать».

— К каким частям речи относятся эти слова?

— Что нового вы узнали о частях речи на уроке? По каким признакам мы их различаем?

Материал для учителя

Горизонт — видимая граница между землей и небом.

VIII. Домашнее задание.

1. Упражнение 94.1 (списать народные приметы и пословицы).

2. Для тех, кто хочет знать больше: упражнение 94.2 (выписать 2-3 пословицы, в которых использованы слова с переносным значением. Указать, к какой части речи они принадлежат).

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.