Русский язык. Практика. 6 класс. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. и др.

Пособие является обязательной частью учебного комплекса по русскому языку для 5—9 классов, отлично зарекомендовавшего себя в школе и известного преподавателям и ученикам. В нем находятся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены достойные внимания дидактические материалы, в которых отражены различные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к особенно сложным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Русский язык. Практика. 6 класс.  Формат: pdf

Русский язык. Практика. 6 класс. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. и др.

Упражнение 89. Нарушенная последовательность

Раздел (тема)

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

Ожидаемый результат

Развитие критического мышления

Формирование умений устанавливать нарушенную последовательность частей текста

Инструкция для учителя

Учитель записывает части лингвистической сказки на отдельных листах бумаги. Количество листов зависит от объема текста, усвоение которого проверяет учитель. Ученики получают задание воссоздать из предлагаемых частей текст и объяснить правильность собственных рассуждений. Результат работы группы презентуется и обсуждается в классе всеми учениками. После презентации и обсуждения результатов работы учитель зачитывает правильный вариант последовательности частей текста.

Задания для учеников

1. Установи нарушенную последовательность частей текста лингвистической сказки.

2. Объясни правильность собственных рассуждений.

Упражнение 90. Дневник двойных заметок

Раздел (тема)

Слово. Части речи

Ожидаемый результат

Развитие критического мышления

Формирование умений выражать комментарии

Инструкция для учителя

Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать текст лингвистической сказки, размышляя над его содержанием. На следующем этапе педагог просит детей сделать дневник двойных заметок для записи собственных мыслей на бумаге, связывая этот материал со своим жизненным опытом.

Учитель обязательно объясняет ученикам, как сделать дневник двойных заметок и вести в нем записи: сначала необходимо провести вертикальную линию посередине чистого листа бумаги; слева надо записывать отрывок из текста, который поразил больше всего, возможно, напомнил что-то из собственного опыта, удивил; справа от линии надо прокомментировать этот абзац по ориентировочным вопросами: Что именно в этой цитате заставило ее записать? На какие мысли натолкнула? Вопросы вызвала?

После чтения текста ученикам необходимо сделать общие комментарии. Желающие делятся своими комментариями в порядке возникновения их по тексту, начиная с касающихся начала текста. Затем учитель задает несколько общих вопросов, которые направляют учащихся на целостное восприятие текста.

Лингвистическая сказка о стране морфологии

За синими морями, за темными лесами, за высокими горами пролегли границы страны Морфологии, в которой правила королева. Страна была небольшая по размерам — всего 10 княжеств: Существительное, Прилагательное, Местоимение, Числительное, Глагол, Наречие, Союз, Предлог, Частица, Междометие. Но богата была Морфология.

Каждое княжество занималось своими делами. Существительное объединил все живые и неживые предметы и называл их. Прилагательное отмечал все их признаки. Числительное мог быстро и четко перечислить все население страны. Глаголы были трудолюбивыми и энергичными, и всегда с готовностью выполняли любое дело. А если кто-то уставал, на помощь приходил Местоимение, он его заменял. Наречие всегда контролировал, кто как работает: хорошо или плохо, кто вышел работать вечером, а кто утром.

А такие княжества, как Союз, Предлог, Частица, Междометие, были лентяями, работать сами не хотели, никакого действия не выполняли. Королева страны Морфологии рассердилась: она не любила лентяев и сделала их слугами, заставила помогать жителям всех княжеств.

Задания для учеников

1. Заполни дневник двойных заметок.

2. Прокомментируй свои записи в дневнике.

Вниманию учителя!

Ориентировочные вопросы:

• О чем вы думали во время чтения?

• Какое самое важное сообщение в этом тексте?

• Какие вопросы этот текст оставил без ответа?

• Если бы эту сказку писали бы вы, что бы вы изменили?

Упражнение 91. Джигсоу

Разделы (темы)

Язык и речи Слово. Строение слова

Ожидаемый результат

Развитие критического мышления

Формирование умений связно выражаться

Инструкция для учителя

Сначала учитель подбирает соответствующий языковой материал, с которым будут работать ученики, и делит его на части. В начале урока педагог объединяет детей в группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству частей, на которые разделен фактический материал. Эти первичные группы называются «домашними».

Таким образом, во время изучения темы «Строение слова» учитель распределяет учеников на 5 «домашних» групп и проводит с ними инструктаж, называет страницы из учебника и справочника, где учащиеся могут ознакомиться с необходимой информацией:

1-я группа — рассказ об окончании слова;

2-я группа-рассказ об основе слова;

3-я группа — рассказ о корне слова;

4-я группа — рассказ о префикс слова;

5-я группа — рассказ о суффикс слова.

На следующем этапе работы члены «домашних» групп перераспределяются между собой (принцип произвольный) и объединяются во вторичные новые «экспертные» группы. Каждая «экспертная» группа получает для проработки одну часть подготовленного учителем текста.

За отведенное время учащиеся «экспертной» группы должны ознакомиться с предложенным учителем текстом, обработать его, подготовить контрольные вопросы к теме. Время, отведенное для работы в «экспертной» группе, зависит от объема и сложности языкового материала, с которым работают младшие школьники. Контрольные вопросы ученики разрабатывают вместе, они являются общими для всех членов группы. На последнем этапе работы ученики «экспертных» групп возвращаются в свои первичные «домашние» группы с подготовленным для объяснения учебным материалом. Каждый член «экспертной» группы по очереди учит других, объясняя содержание темы, которой учился во вторичной группе, и проверяет уровень его усвоения с помощью контрольных вопросов. После завершения работы учитель проводит беседу, обобщая и систематизируя полученные учениками знания во время работы в первичных и вторичных группах, а затем итоговую письменную самостоятельную работу, цель которой — выявление уровня усвоения младшими школьниками изученной темы.

Задания для учащихся (работа в группах)

1. Примите участие в работе «домашней» и «экспертной» группы.

2. Самостоятельно проработайте учебный материал и объясните его другим ученикам.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов