
Пособие содержит большой выбор диктантов по целям (диагностика, коррекция, контроль), содержанию (морфология, орфография, синтаксис и пунктуация) и уровню сложности. Книга подготовлена для укрепления орфографических и пунктуационных правил, коррекции знаний учеников, отработки правописных умений, а также итогового контроля. Книга рассчитана на преподавателей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс».
Диктанты по русскому языку. 7 класс. Формат: pdf
Существительное. Повторение изученного об существительном. (Упражнения 105-107).
Цели. Повторить изученный в предыдущих классах материал об существительном как часть речи.
Формировать умение находить существительные в тексте, в предложении, правильно использовать в речи.
Воспитывать наблюдательность, внимание, развивать творческие способности, поддерживать интерес к обучению.
Оборудование: таблица «существительное», Памятка «Как работать в группе».
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.
II. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте, которые вы выписали слова, употребленные в переносном значении.
— Прочитайте, какие части речи вы выписали из текста упражнения 104.
III. Актуализация знаний.
— Прослушайте песню Анатолия Матвийчука «Две птицы». Прочитайте слова из этой песни в упражнении 105.
— Какие чувства вызывает стихотворение?
— Что можно связать с белой и черной птицей? Что они могут напоминать? (Белая птица — день, радость, любовь, а черный — ночь, грусть, сожаление.)
— К какой части речи относятся слова день — ночь, радость — грусть? Какие они по значению?
— Что вы уже знаете о существительных? (Они являются названиями существ и неістот; могут иметь противоположное значение, то есть употребляться как антонимы, принадлежать к мужского, женского и среднего рода.)
— Выпишите из стихотворения существительные.
— Определите род каждого существительного. Докажите, что задание выполнено правильно.
IV. Изучение нового материала.
1. Формулировка правила.
Учитель предлагает детям попытаться сформулировать правило об существительном как часть речи, обратившись к таблице на с. 47, а затем сравнить свое суждение с правилом, поданным на с. 53.
2. Каллиграфическая минутка (по упражнению 106).
Дети записывают слова и группируют их по значению (добро-зло, бедствие), потом списывают предложения и устанавливают в нем связь слов, подчеркивают главные члены предложения. Определяют, какими членами предложения здесь являются существительные. (Подлежащее — добро, второстепенный член предложения — зло.)
V. Физкультминутка.
Синички
Скок, скок! Все на ветки.
Разомнем чуточку спинки.
А теперь еще крылышки,
чтобы могли быстро летать.
Прошу я всех садиться,
будем дальше работать.
В. Гришкина
VI. Закрепление изученного материала.
1. Чтение сказки (упражнение 107, с. 54).
— Прочитайте (или прослушайте — на выбор учителя) сказку по упражнению 107.
— Подумайте, почему рассказ имеет такое название.
— Что помогло ласточке избавиться от вора?
— Запишите существительные в два столбца.
— Какие вопросы к ним можно поставить?
2. Развитие связной речи.
— Ознакомьтесь с памяткой «Как работать в группе».
Достопримечательность
1. Сначала прочитайте задания и текст упражнения.
2. Распределите задачи каждому члену группы.
3. Самостоятельно поработайте над задачей.
4. Обсудите правильность выполнения.
5. Представьте классу свою работу.
Работа в группах ( 107.2).
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали об существительном?
— Что вспомнили из ранее изученного?
— Чему научились?
VIII. Домашнее задание.
1. Упражнение 107.4, правило на стр. 53 (выписать из текста сказки однокоренные существительные. В каждой группе родственных слов, обозначить корень).
2. Для тех, кто хочет знать больше: выписать из текста сказки существительные-синонимы, подобрать и записать к ним существительные-антонимы.
Предложения интернет-магазинов