Диктанты по русскому языку. 6 класс. Шульгина Н.П.

Книга включает богатый выбор диктантов как по их целям (диагностика, коррекция, контроль), видам (объяснительные, творческие, свободные), так и по содержанию, разнообразию заданий и форм работы (эксперимент, исследование, ответ на вопрос и т.п.). Представляемые диктанты нацелены на развитие творческих способностей учеников, их самостоятельной деятельности, на сотворчество учащегося и педагога. Книга рассчитана на преподавателей-словесников, работающих по любому из действующих учебников русского языка, методистов, а также будет полезен любому, кто хочет нарастить свою грамотность.

Диктанты по русскому языку. 6 класс.  Формат: pdf

Диктанты по русскому языку. 6 класс. Шульгина Н.П.

Цели обучения (таксономия Блума)

Готовясь к уроку, учителю важно осознавать цели, которые должны реализоваться на этом конкретном уроке.

· цели когнитивной группы (понимание, воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка);

· цели аффективной группы (они выражаются через восприятие, интересы, наклонности, способности и т. п);

· психомоторные цели (навыки письма, речевые, физические, трудовые навыки).

НЕКОТОРЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Мозговая атака

Основная задача метода — сбор как можно большего количества идей, освободив участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Используется с целью извлечения наибольшего количества идей по решению определенной проблемы.

Ученикам предлагается вспомнить все, что они знают или думают, что знают по определенной теме.

Обязательным условием является запись всех идей, даже противоречивых, отсутствие их оценки в процессе обсуждения, классификация идей по окончании обсуждения.

Мозговую атаку можно проводить фронтально со всем классом, когда идеи записывает учитель на доске (преимущество этого способа — экономия времени на уроке); индивидуально, в парах, группах.

Алгоритм проведения мозговой атаки на уроке в начальной школе

Шаг 1.

Учитель объявляет тему или называет понятие, которое будет рассматриваться.

Шаг 2.

Учитель записывает тему посередине классной доски или учащиеся в группах, парах или самостоятельно записывают тему посередине листа бумаги.

Шаг 3.

Учитель говорит учащимся: «Вспомните все, что вы ЗНАЕТЕ или думаете, что знаете по теме. Не оценивайте мысли: правильно или неправильно, верно или неверно.

Шаг 4.

Учащиеся называют, что они знают по теме. Учитель записывает все мнения учеников на доске, не комментируя их (правильно, неправильно), не задавая никаких вопросов. Если «мозговая атака» в группах или индивидуальная, ученики записывают вокруг темы все, что знают по предложенной теме.

Шаг 5.

Учитель спрашивает: «По информации которой у вас может возникнуть сомнение?». Напротив этой информации записывает знак вопроса — «?».

На этом мозговую атаку можно завершить, поскольку задача по актуализации знаний учащихся по теме выполнено, и можно продолжить классификацией информации.

Шаг 6.

Сгруппируйте записанную информацию по определенному признаку

После мозговой атаки учитель сообщает, с какой информацией ученики должны знакомиться на уроке.

Анализируя все, что сообщили ученики с темы, учитель может понять, какой учебный материал они усвоили хорошо, какая информация осталась без внимания.

При проведении «мозговой атаки» вопросы не задаются! Ученики должны самостоятельно вспомнить все, что они знают по теме.

«Мозговая атака» используется и для решения задач, которые требуют обсуждения различных подходов к их решению. Такая «мозговая атака» имеет другую цель и, соответственно, другой результат.

Нужно ли во время «мозговой атаки» задавать ученикам вопросы?

Нет. Ученики вспоминают информацию в том порядке и в том количестве, на которое способны.

Стратегия «Ассоциативный куст» используется для «вхождения» в тему, которая будет рассматриваться в дальнейшем.

В отличие от «мозговой атаки«, где высказанные мнения касаются информации по поводу определенной темы (вспомните, что вы знаете) метод «гроздья» побуждает учеников думать свободно и открыто по отношению к определенному предмету, образу, теме, включая чувства, эмоции, отношение.

Итак, этот метод стимулирует нелинейную форму мышления — ассоциативное мышление.

Алгоритм работы по стратегии

Шаг 1.

Учитель (ученик) пишет тему — центральное слово (словосочетание или фразу) посередине листа или на доске.

Шаг 2.

Учитель предлагает учащимся записать слова и фразы, которые приходят на ум, когда они слышат это слово.
Записать столько мнений, сколько позволит время, или до тех пор, пока они не будут исчерпаны. Учитель просит учеников не обдумывать, почему вам пришло в голову то или иное слово. Если слово пришло в ваш мозг, значит для вас это как-то связано с темой.

Шаг 3.

Когда все мысли записаны, учитель предлагает учащимся установить связи между словами.

Затем можно перейти к обсуждению этой темы, написание сочинения и тому подобное.

Ассоциации не бывают правильными или неправильными.

Ассоциации — индивидуальны.

Кубирование

«Кубування» является стратегией обучения, которая облегчает рассмотрение различных аспектов темы (авторы Кован и Кован, 1980 г.)

Этот подход предполагает использование кубика (его можно изготовить самостоятельно из плотного картона или оклеить коробку бумагой), на каждой грани которого написаны указания:

1. Опишите.

2. Сравните.

3. Установите ассоциации.

4. Проанализируйте.

5. Найти применение.

6. Предложить аргументы «за» или «против».

Применяя эту стратегию, следует помнить, что очередность граней предусматривает переход от менее сложных задач (с точки зрения мыслительной деятельности) до более сложных.

Используя эту стратегию в начальных классах, желательно объяснять ученикам, что от них требуется, в доступных формулировках.

Алгоритм работы по стратегии

1. Опишите

Описать внешний вид объекта в целом.

Как это выглядит? Опиши цвет, размер, форму и т. д.

2. Сравните

Добавить новые характеристики объекта, о которых вспомнили в процессе сравнения с другими объектами.

На что это похоже? От чего отличается?

3. Установите ассоциации

Дописать новые признаки, которые определились в процессе нелинейного ассоциативного мышления?

Что приходит вам на ум, когда вы думаете об этом?

4. Проанализируйте

Описание составляющих элементов объекта в свете общего восприятия и понимания. Охарактеризовать структуру, строение, части, отдельные детали описываемого.

Скажите, каким образом это сделано?

Из каких частей состоит?

Вам не обязательно это знать, вы можете это придумать?

5. Найти применение

Описать как это пригодится в жизни, кому, когда, в каком объеме.

Каким образом это применимо?

Как это используется?

Для кого это важно?

6. Предложить аргументы «за» или «против».

Описание собственных суждений по поводу темы: это хорошо или плохо, правильно или неправильно в соответствии собственных личных и коллективных стандартов.

— Как вы относитесь к этому? Объясните, почему?

Некоторые учителя используют атрибут стратегии «Кубирования» — кубик без использования задач, требующих критического мышления. Это репродуктивные вопросы на вспоминание информации. Например, на гранях куба для анализа слова «веселого» указано: часть речи, начальная форма, число и т. д. Атрибут стратегии-КУБИК-есть, а по сути-обычное репродуктивное упражнение.

Каким образом объяснить детям сложные слова вроде «применять»?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов