Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. Антонова Е.С.

Рабочая тетрадь «Тайна текста» — учебное пособие для школьников — предназначена для уроков развития речи. В интересные и полезные для подготовки к ГИА и ЕГЭ упражнения включены для анализа тексты из программных произведений по литературе и из учебников по различным школьным предметам, изучаемым в 5-6 классах. Задания позволяют вырабатывать навыки понимания текстов разных стилей, функционального чтения и грамотного письма. Дидактические материалы создают мотивацию к занятиям русским языком.

Тайна текста. Рабочая тетрадь. Формат: pdf

Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. Антонова Е.С.

Диалог

Цель: обучающая — углубить полученные в начальных классах знания учащихся о диалоге, об особенностях построения диалога, его компоненты, интонацию в нем; учить различать бытовые, деловые, художественные и учебные диалоги; формировать умение оценивать роль диалогов в различных функциональных стилях речи, анализировать стилистическую функцию реплик диалога, ситуацию общения (тему и основную мысль диалога, цель и условия общения); развивающая — развивать пунктуационные умения при диалоге; развивать творческие умения редактировать связное высказывание, содержащее диалог, воспроизводить деформированный текст, реконструировать реплики диалога на предложения с прямой речью; воспитательная — способствовать формированию стремления осмысливать большую ценность человеческого общения.

Оборудование: учебник, презентации, таблицы, художественные тексты, иллюстративные материалы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях диалога; умеют различать диалог и прямую речь; правильно употребляют знаки препинания при них; понимают ценность и важность диалога во время общения.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Анализ творческих работ

2. Проверка домашнего задания

II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— Общение — это искусство и наука. «Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения», — отметил писатель А. де Сент-Экзюпери. А древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Император Франции Наполеон говорил: «Кто не умеет говорить — карьеры не сделает». Народная мудрость утверждает «» Не спеши говорить, спеши слушать». Так говорят мудрые. Человек без общения одинок, он не может быть счастливым. Все спорные дела должны решаться и решаются с помощью общения, диалогов. Освоить искусство диалога — это наша задача сегодня и в дальнейшем.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

3. Наблюдение над текстом

Какого элемента в диалоге этого стиха не хватает? (Слов автора.)

4. Повторение теоретического материала

Объясните знаки препинания в диалогах, начертите схемы предложений-диалогов.

5. Работа в группах

создайте диалоги по представленным рисункам.

6. Игра «Корректор»

Определите неправильные словосочетания.

(Выделенные слова соответствуют норме.)

Извините меня-извините мне; добрый вечер-добрый вечер; на все хорошо — всего доброго; далеко лучше-значительно лучше; Доброе утро-Доброе утро; добиться результатов-достичь результатов; хорошо чувствовать себя-хорошо себя чувствовать; Добрый день-Добрый день.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Определите все возможные жизненные ситуации, в которых используют диалог.

Знаки препинания при диалоге

Цель: обучающая — совершенствовать навыки употребления учащимися знаков препинания при диалоге; способствовать формированию навыков выразительного чтения диалогических текстов; развивающая — развивать коммуникативную компетентность, творческие умения составлять диалоги; улучшать культуру устной и письменной речи; воспитательная — способствовать формированию толерантности, развитию дружеских отношений, общительности.

Оборудование: учебник, презентации, таблицы, художественно-публицистические тексты, иллюстративные материалы.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют составлять диалоги; правильно употребляют знаки препинания при них; понимают ситуации, в которых целесообразен диалог; осознают ценность и важность диалога в жизни.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»,— считал выдающийся французский писатель А. де Сент-Экзюпери. И это действительно так. В истории известен факт, когда политические заключенные устроили забастовку, голодовку из-за того, что их лишили возможности общения хотя бы с помощью перестукивания — сделали звуконепроницаемые стены в тюрьме. Общение-это друзья, родные, это успешный труд. Поэтому учимся правильно и грамотно общаться!

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Шуточная разминка

Составьте схему диалога. Укажите, чем отличается постановка знаков препинания в диалоге и при прямой речи.

Перепишите предложения, поставьте и объясните знаки препинания. Определите, из какого произведения этот текст.

1. Лис подумал Сегодня хорошая пора для охоты. 2. Ноя первый заговорил к зверям дорогие мои, не бойтесь меня! Звери обрадовались Так ты теперь будешь нашим царем? Так, дети, потому важно сказал Лис Микита. Вот добрый и премудрый царь! воскликнули звери. 3. Как это ему удалось нас обмануть? спрашивали друг у друга звери.

3. Работа с текстом

Прочитайте текст. Вспомните, из какого он произведения. Определите роль диалога в нем. (Помогает выяснить вопрос.)

Составление диалога по одной из ситуаций (работа в парах)

Ситуативные задачи

1) Вы вернулись поздно домой с прогулки, не предупредив, что задержитесь, а вас встречает встревоженная мама (бабушка).

2) Вы идете по парку и видите, что маленький мальчик ломает молоденькое деревце.

3) Вы на перемене спешили в столовую и случайно столкнулись с учителем.

4) Ваши родные пришли уставшие с работы, а у вас каникулы и вы забыли убрать (или помыть посуду или выполнить какое-то поручение, например, купить хлеба).

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Записать диалог на одну из предложенных в предыдущем задании темам или по своему выбору.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение » мишень»

Назовите ситуацию для составления диалога, похожую на вашу.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов