Скорая помощь по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Рабочая тетрадь входит в состав УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5—9 классы)». Она адресована ученикам, которые имеют различные по степени и характеру затруднения при усвоении материала учебника. Различные дифференцированные задания помогут любому учащемуся с интересом осваивать новый материал и использовать полученные знания на практике.

Рабочая тетрадь. Часть 2.  Формат: pdf

Скорая помощь по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Употребление слов в прямом и переносном смысле. (Упражнения 95 — 99).

Цели. Формирование практических навыков в распознавании и употреблении слов в переносном значении.

Оборудование: диск к учебнику, учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.

II. Проверка домашнего задания.

— Найдите и прочитайте слова из упражнения 94.1, которые употреблены в переносном значении. (Оттепель съест, снег не уляжется.)

— Обоснуйте свое мнение.

— Прочитайте пословицы, подобранные вами, назовите слова, употребленные в переносном значении. К какой части речи они относятся?

III. Актуализация опорных знаний.

— К каким частям речи могут принадлежать слова, употребляемые в переносном значении?

— В каких произведениях вы чаще всего встречались с такими словами?

— Приведите примеры. Прочитайте. Можно использовать материал учебника (с. 46-48).

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение эпиграфа к уроку.

«Осенний сад еще яблочки смотрит,

листик-два качает на ветках » (Лина Костенко).

— Как вы понимаете это выражение? Докажите свое мнение.

2. Выполнение упражнения 95.

— Послушайте музыку Петра Чайковского из цикла «Времена года. Осень», записанную на диске, и поэтические строки из стихотворения Лины Костенко.

— Спишите их. Скажите, какие чувства они вызывают.

— Как смотрятся яркие цветы на фоне серого неба?

— Напоминают ли они прощальный улыбок красавице-осени?

— В каких словах выражена тоска по лету?

— Как вы думаете, в каком значении употреблены эти слова: прямом или переносном? Почему вы так считаете?

— К каким частям речи относятся эти слова?

3. Каллиграфическая минутка (по упражнением 96).

— Со слогов создайте слова. (Тоска, тосковать, печаль.)

— Запишите.

— Как можно их сгруппировать?

— Определите, к каким частям речи они относятся.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 97.

— Понаблюдаем вместе, которым пришел к нам ноябрь (упражнение 97 выполняется под руководством учителя).

— Вспомните, когда вы бывали в осеннем лесу, парке. Что вас поразило? (Желательно накануне этого урока провести экскурсию в осенний лес или парк.)

2. Самостоятельная работа.

По впечатлениям от урока мышления на природе учащиеся составляют и записывают сказку «Считает осень листья на деревьях» с использованием слов в переносном значении:

I вариант — самостоятельно;

II вариант — по представленным рабочим материалам (С. 50).

3. Проверка.

Дети выразительно читают написанные произведения, под руководством учителя обсуждают, редактируют.

— Какие слова в переносном значении употреблены метко?

— К каким частям речи они принадлежат?

— В каких словах можно было сделать ошибку?

— Объясните их правописание. Запишите эти слова в словарик.

— Удачно ли, по вашему мнению, введен в сказку диалог?

VII. Итог урока.

1. Выполнение задания.

— Как вы думаете, слова каких частей речи можно употреблять в переносном значении?

— В каких произведениях они чаще всего употребляются?

— Приведите примеры таких слов.

2. Отгадывание загадки.

— Отгадайте загадку: «Тянется нить без конца, без края — лесом, полем, мимо рощи — ее ни порвать, ни в клубок смотать». (Дорога.)

— Подберите слова-синонимы к слову дорога. (Путь, путь, тропа, трасса, шоссе.)

— Какие из них могут употребляться в переносном значении?

VІII. Домашнее задание.

1. Упражнение 99.

2. Для тех, кто хочет знать больше: подобрать 5-6 родственных слов к слову горизонт, которые можно употребить в переносном значении. Записать их группами. Определить, к каким частям речи они относятся.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов