Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.

Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 2.  Формат: pdf

Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

ЯЗЫК И РЕЧЬ
УРОК 2

Тема. Обогащение языка новыми словами. (Упражнения 5-10).

Цель: Расширить представление детей о развитии языка.

Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: различные словари: толковый, этимологический, словарь иностранных слов, диск к учебнику, учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения.

II. Проверка домашнего задания.

Дети зачитывают имена и фамилии украинских писателей, рассказывают, какой вклад они сделали в развитие украинского языка.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение эпиграфа.

«Светит родное слово, как живая вода» (Богдан Чепурко).

— В течение урока мы проведем исследование и попробуем понять, почему у поэта могло возникнуть сравнение слова с живой водой.

2. Проблемная ситуация (по упражнению 5).

— Прочитайте строфу из поэзии Дмитрия Белоуса.

— Я читала — — поведает Люда стесненной интересной детворе — — что слова так же, как и люди, молодые бывают и старые.

— С какой интонацией, по вашему мнению, говорила эти слова Люда? (Таинственной.)

— Назовите антонимы в этой строфе. (Молодые — старые.)

— Как может быть, чтобы слова были молодыми или старыми?

3. Каллиграфическая минутка (упражнение 6).

— Отгадайте, какие здесь спрятались слова. Подсказка — один из них «молодое», а второе «старое». (Ракета и карета.)

— Запишите слова в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

— Что означают эти слова? Где можно найти их толкование?

— Какие еще словари вы знаете?

— Как размещают слова в словарях?

Просмотр материалов диска.

Ученики знакомятся с разными словарями, выписывают из них по 3 слова, объясняют, к каким (новым или старым) словам их можно отнести, читают их значения.

4. Решение проблемной ситуации.

1) Знакомство с архаизмами (за упражнением 8).

Ученики знакомятся с рядом старых слов: уста, рать, стольный град, врата, пииты, свита.

— Попробуйте с помощью слов для справки подобрать к архаизмов современные аналоги.

Поиск ведется коллективный: учитель помогает ученикам найти соответствия с помощью метода исключения, если дети не могут по смыслу догадаться значение некоторых слов: хоругвь — знамя, товар — товар, уста — губы, рать — войско, стольный град — столица, врата — ворота, студенты — студенты, свита — плащ.

Ученики самостоятельно записывают слова парами.

2) Знакомство с неологизмами (за упражнением 9).

— Прочитайте тексты. В каком из них показано, как образовалось новое слово?

V. Закрепление изученного материала.

1. Знакомство с понятием общеупотребительных слов (за упражнением 7).

Ученики выписывают из поэтических строк Максима Рыльского слова, употребляемые в повседневной жизни.

Учитель предлагает ученикам дополнить ряд выписанных слов своими примерами.

2. Работа в тетради

3. Словарная работа.

— Вспомним эпиграф к нашему уроку. Или вы догадались, почему поэт смог сравнил родное слово с живой водой? (Слова родного языка не являются постоянными, язык со временем меняется, старые слова исчезают из обихода, рождаются новые и делают речь живой, современной, активной, как живая вода в сказках.)

VII. Домашнее задание.

1. Упражнение 10.1 (в каждом ряду слов подчеркнуть «лишнее», объяснить свой выбор).

2. Для тех, кто хочет знать больше, упражнение 10.2 (вспомнить, в каких произведениях украинской литературы употребляются приведенные в упражнении старые слова, или узнать значение всех слов, использованных в упражнении).

[свернуть]

Предложения интернет-магазинов.