
Обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.
Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 2. Формат: pdf
ЯЗЫК И РЕЧЬ
УРОК 2
Тема. Обогащение языка новыми словами. (Упражнения 5-10).
Цель: Расширить представление детей о развитии языка.
Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: различные словари: толковый, этимологический, словарь иностранных слов, диск к учебнику, учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Поздравления, пожелания хорошего настроения.
II. Проверка домашнего задания.
Дети зачитывают имена и фамилии украинских писателей, рассказывают, какой вклад они сделали в развитие украинского языка.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение эпиграфа.
«Светит родное слово, как живая вода» (Богдан Чепурко).
— В течение урока мы проведем исследование и попробуем понять, почему у поэта могло возникнуть сравнение слова с живой водой.
2. Проблемная ситуация (по упражнению 5).
— Прочитайте строфу из поэзии Дмитрия Белоуса.
— Я читала — — поведает Люда стесненной интересной детворе — — что слова так же, как и люди, молодые бывают и старые.
— С какой интонацией, по вашему мнению, говорила эти слова Люда? (Таинственной.)
— Назовите антонимы в этой строфе. (Молодые — старые.)
— Как может быть, чтобы слова были молодыми или старыми?
3. Каллиграфическая минутка (упражнение 6).
— Отгадайте, какие здесь спрятались слова. Подсказка — один из них «молодое», а второе «старое». (Ракета и карета.)
— Запишите слова в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
— Что означают эти слова? Где можно найти их толкование?
— Какие еще словари вы знаете?
— Как размещают слова в словарях?
Просмотр материалов диска.
Ученики знакомятся с разными словарями, выписывают из них по 3 слова, объясняют, к каким (новым или старым) словам их можно отнести, читают их значения.
4. Решение проблемной ситуации.
1) Знакомство с архаизмами (за упражнением 8).
Ученики знакомятся с рядом старых слов: уста, рать, стольный град, врата, пииты, свита.
— Попробуйте с помощью слов для справки подобрать к архаизмов современные аналоги.
Поиск ведется коллективный: учитель помогает ученикам найти соответствия с помощью метода исключения, если дети не могут по смыслу догадаться значение некоторых слов: хоругвь — знамя, товар — товар, уста — губы, рать — войско, стольный град — столица, врата — ворота, студенты — студенты, свита — плащ.
Ученики самостоятельно записывают слова парами.
2) Знакомство с неологизмами (за упражнением 9).
— Прочитайте тексты. В каком из них показано, как образовалось новое слово?
V. Закрепление изученного материала.
1. Знакомство с понятием общеупотребительных слов (за упражнением 7).
Ученики выписывают из поэтических строк Максима Рыльского слова, употребляемые в повседневной жизни.
Учитель предлагает ученикам дополнить ряд выписанных слов своими примерами.
2. Работа в тетради
3. Словарная работа.
— Вспомним эпиграф к нашему уроку. Или вы догадались, почему поэт смог сравнил родное слово с живой водой? (Слова родного языка не являются постоянными, язык со временем меняется, старые слова исчезают из обихода, рождаются новые и делают речь живой, современной, активной, как живая вода в сказках.)
VII. Домашнее задание.
1. Упражнение 10.1 (в каждом ряду слов подчеркнуть «лишнее», объяснить свой выбор).
2. Для тех, кто хочет знать больше, упражнение 10.2 (вспомнить, в каких произведениях украинской литературы употребляются приведенные в упражнении старые слова, или узнать значение всех слов, использованных в упражнении).
Предложения интернет-магазинов