Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Учебник входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 1. Формат: pdf

Русский язык. 6 класс. Учебник. Часть 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

ЯЗЫК И РЕЧЬ
УРОК 1

Тема. Язык в жизни народа. (Упражнения 1-4).

Цели. Формировать представление учеников о языке как национальном признаке народа. Расширить знания об истории развития украинского языка и значение в этом процессе т. Г. Шевченко.

Воспитывать уважение к родному языку, желание обогащать свою речь.

Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, учебник, тетрадь.

Ход урока

И. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

— Сформулируйте мысленно, что вы ожидаете от уроков украинского языка в 4-м классе, чему хотите научиться.

— А что вы можете для этого сделать уже сейчас?

II. Ознакомление с учебником Г. Есть. Зроль, Л. М. Пыльцовой «Русский язык».

Учитель обращает внимание на:

1) фамилии авторов, место издания;

2) название учебника («Русский язык»);

3) условные отметки.

III. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

— Свой учебник авторы назвали «Украинский язык». А могли бы назвать, например « «родной язык». Попробуем разгадать их замысел — почему они выбрали именно такое название. (В Украине, кроме украинцев, живут разные народы — татары, поляки, болгары, белорусы, евреи, русские, венгры, молдаване. Но все они — граждане Украины. Каждый из этих народов имеет свой родной язык, но украинский язык — государственный язык, ее все знают и изучают.)

2. Беседа о родном языке.

Учитель обращает внимание учащихся на портрет Тараса Шевченко и читает отрывок из его стихотворения.

Ну что бы, казалось, слова…

Слова и голос — больше ничего.

А сердце бьется — панаса, как их услышит!..

— Т.Г. Шевченко стал основоположником современного украинского литературного языка. Словарь его произведений насчитывает около 30 тысяч слов.

А кого из украинских поэтов и писателей вы могли бы назвать?

Учащиеся знакомятся со строфой из стихотворения Владимира Забаштанского (с. 3): Как нет без звезд небосвода, как лазури без солнца нет, да и языка нет без народа, и народа без языка нет.

— Как вы понимаете слова поэта?

— А вот как говорит о язык украинский языковед и историк Иван Огиенко: «Язык — это сердце народа: погибает язык — погибает народ» (с. 4). Близки ли эти слова к высказыванию В. Забаштанского? Докажите свое мнение.

Учитель предлагает ученикам записать в тетрадь то выражение о языке, который им больше пришелся по душе.

3. Каллиграфическая минутка (по упражнению 2).

Учитель обращает внимание на соединение букв сл, св, во, сло, ве, ва.

Ученики составляют из слогов слово, списывают пословицу «Слово за Слово — сложится язык», объясняют его значение (наша речь состоит из слов, слова мы соединяем в предложения, а предложения — в тексты, которые своим разнообразием составляют богатство нашего языка).

4. Прием сравнения в поэтическом произведении (за упражнением 1).

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Прочитайте стихотворение Петра Перебийноса.

Родная мово, зеленая діброво!

Слышу песню твою душистую.

Ты цветешь лепестками слова.

Я — листок в твоем саду.

— С чем автор сравнивает родной язык? (С дубравой.)

— Какой эпитет он использовал к слову песня? (Душистая.)

— А какой глагол? (Слышу.)

— Как можно слышать песню? (С помощью слуха.)

— А если сказать «слышу запах», что будет означать слово слышу? (Ощущение.)

— Итак, автор подчеркивает, что родной язык мы воспринимаем не только слухом, но и всеми своими чувствами.

Ученики выполняют задания по вариантам:

I в. — перестроить третье предложение в побудительное с интонацией. (Ты цвести лепестками слова!)

II в. — построить графическую модель последнего предложения.

— С чем автор сравнивает слово? (С лепестками.)

— А сам язык с чем сравнивает? (С цветами.)

— Как вы понимаете последнюю строку? (Поэт сравнивает свое творчество с листочком: как листик является частью прекрасного сада, так его стихи — частью языкового богатства.)

5. Прием сравнения в прозаическом произведении (за упражнением 3).

— Прочитайте отрывок из рассказа Василия Сухомлинского (с. 5).

— Можно ли это произведение сравнить со стихом п. Перебейноса?

— Что у них общего? Что отличное?

— С чем сравнивает родной язык В. Сухомлинский?

Ученики записывают в тетрадь тот отрывок рассказа, который их больше всего поразил.

V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 4.

— Дети, мы получили в наследство современный украинский литературный язык. Прочитайте текст упражнения 4 и узнайте, что можно выразить на русском языке.

Разноуровневые задания (на выбор учащихся):

И в. — ученики записывают словами текста, что можно выразить на русском языке.

II. — ученики записывают это своими словами, самостоятельно строя предложения.

2. Беседа

— Как вы думаете, сколько слов в современном украинском языке? (Точно нельзя сказать. С тех слов, что собраны в словарях, насчитывается около 135000.)

— С чем можно сравнить неисчерпаемое количество слов в языке? (С океаном.)

— Какое значение языка в жизни народа?

3. Работа в тетради.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

— Запишите 6 имен и фамилий украинских писателей (упражнение 4.3).

Дополнительное задание (для тех, кто хочет знать больше): узнайте, что эти писатели сделали для развития украинского языка.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов