Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Баранова М.Т. и др. — Ефремова Е.А.

Рабочая тетрадь по русскому языку направлена ученикам и является составной частью УМК для 6 класса создателей М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. Все упражнения и задания тетради структурированы в соответствии с разделами учебника и подготовлены для организации закрепления и проверки знаний учеников по русскому языку. Различные упражнения, творческие задания по развитию речи могут быть применены преподователем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. Формат: pdf

Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Баранова М.Т. и др. - Ефремова Е.А.

Какие бывают тексты. Текст-описание, текст-рассказ, текст-рассуждения

Тема. Какие бывают тексты. Текст-описание, текст-рассказ, текст-рассуждения. (Упражнения 21-25).

Цели. Углублять знания о тексте, формировать умения различать виды текстов.

Развивать умение сотрудничать.

Воспитывать чуткое отношение к друзьям.

Оборудование: таблица «Виды текстов», диск к учебнику, учебник, тетрадь, изображение ятрышника и пастушьей сумки.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.

II. Проверка домашнего задания.

а) ученики зачитывают составленный текст и подобранный заголовок; рассказывают, о каких исторических сведениях они узнали из этого рассказа.

б) Дети сравнивают тексты упражнений, объясняют, из них художественно описывает цветы, а который подает точные научные сведения.

в) Ученики, которые узнали о происхождении названий цветов пастушья сумка и ятрышник, рассказывают о своих находках.

ПОЧЕМУ ПАСТУШЬЯ СУМКА НАЗЫВАЮТСЯ ПАСТУШЬЕЙ СУМКИ

В древности жила в украинском селе вдова, и вырастало у нее трое сыновей. Муж ее, Григорий, погиб в бою с татарами еще тогда, когда младшему и года не было. Очень любила своего мужа молодая женщина, так и всех сыновей нарекла его именем. Но чтобы их распознать, старшего звала Григорием, среднего — Гришей, а наименьшего — Грицыком. А обо всех троих говорила: «это мои пастушья сумка». Так и люди их звали.

Когда выросли сыновья, они поклонились матери и пошли защищать свою землю от захватчиков. Через некоторое время к матери донеслась весть, что они тоже погибли в жестоком бою с татарами. Похоронили их казаки в степи широкой.

Пошла мать искать могилу. Еле нашла. На ней возвышались три креста, а на каждом из них сидел степной орел.

Когда солнце скатилось за горизонт, орлы заговорили к матери человеческим голосом:

— Не плачьте, мама. Это мы, твои сыновья, мы стали орлами, чтобы летать высоко в небе и выглядеть, не идут на нашу землю враги. Высоко летаем, далеко видим. Когда наступает опасность, поднимаем казачество и ведем на врага. А теперь и вам, и нам надо отдохнуть. Спокойной ночи, мама.

— Спокойной ночи, пастушья сумка мои дорогие, — сказала мать и заплакала горькими слезами.

Упали те слезы на могилу, и выросли из них неизвестные до этого времени растения. Назвали их люди в память о братьях пастушьей сумки. И с тех пор начали их собирать для лечения от различных недугов. Верно служат пастушья сумка и нам, возвращают самое дорогое сокровище — здоровье.

ЯТРЫШНИК

Получил свое название из-за листьев, окрашенных серо-бурыми пятнами, напоминающим оперение кукушки.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся (за упражнением 21 с использованием материалов

диска к учебнику).

— Вспомним, какие бывают тексты. (Художественные и научные. Тексты-рассказы, тексты-описания и тексты-рассуждения.)

— Прослушайте музыкальный отрывок произведения Эдварда Грита «Утро» под музыку прочитайте стихотворение Николая Вороного 2-3 раза, чтобы научиться отчетливо произносить его под звуки композиции наизусть:

Снова утро, снова мир!

Снова цветы и лучи,

и надежды, и дрожь,

и улыбка, и привет.

— Каким чувством проникнуты эти произведения?

— Закройте учебники и запишите стих из памяти. Помогали ли звуки музыки вспоминать слова из стихотворения?

— Проверьте по учебнику свои записи.

— Подчеркните существительные. Подумайте, почему они преобладают в стихе. Какое впечатление создается? (Впечатление, как взгляд движется от одного образа к другому, а вместе с образами появляются и меняются чувства, переживания лирического героя.)

— Можно ли сказать, что это текст-рассказ? (Нет, это описание. Необычный описание, сделанное с помощью существительных.)

— Это научное описание или художественный? (Художественный.)

— Что характерно для текстов-описаний? (Словесное создание образа: изображение предмета, существа, явления, помещения, местности, чувств.)

— Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв, и постройте их звуковые модели. (Лучи, дрожь.)

2. Каллиграфическая минутка (по упражнением 22).

— Создайте слова из представленных слогов. Обратите внимание, сколько нижних соединений нужно будет написать. (Три.)

— Запишите эти слова и следующие поэтические строки Ивана Драча:

Болят будущим, школа, твою грудь.

Да святится твой простой порог!

— Подчеркните в поэтических строках обращения. Как оно выделено на письме? (Запятыми с обеих сторон.)

3. Проработка нового материала (по упражнению 23 и материалам диска).

— Прочитайте текст (с. 13-14). Определите, какой он-художественный или научно-популярный, имеет форму описания, рассказа или рассуждения. (Научно-популярный рассказ.)

— О чем рассказывается в тексте? Какова его тема? (О школе, об истории школы.)

— Чему учит произведение? Какова его основная мысль? (В разные времена обучение организовывалось по-разному.)

— Подберите заголовок к тексту и запишите. Выпишите словосочетания, которые объясняют слово школа.

— Что характерно для текста-рассказа? (В нем рассказывается о событиях, связанных между собой, о действиях героев. Его цель — рассказать, как это было.)

— С помощью каких слов мы строим свои рассуждения?

Рассмотрение таблицы «Виды текстов»: «Я считаю», «по моему мнению», «я убежден», «во-первых», «во-вторых», «следовательно».

— Постройте предложение в форме рассуждения на тему «Школа», используя полученную из текста информацию.

V. Закрепление изученного материала.

1. Творческая работа в группах (упражнение 24).

— Объединитесь в группы (3-4, в зависимости от количества учащихся в классе). Рассмотрите рисунок и прочитайте отрывок из рассказа. (Учащиеся в группах сами решают, как они будут читать — или каждый сам, или кто-то один будет читать, а другие слушать или следить. Учитель корректирует работу в группах, подсказывает, как можно организоваться, поддерживает лидеров, помогает активизировать пассивных.)

— Вы заметили, что рассказ незавершенный. Воспользуйтесь рабочими материалами Ученого Лиса и продолжите историю. Выберите 2-3 учеников из группы, которые расскажут придуманную всеми концовку.

— Подумайте, почему рассказ имеет такой заголовок.

— Найдите слова, которые связывают предложения в данном тексте.

— Выпишите из текста выделенные слова. Правописание этих слов надо запомнить.

VI. Итог урока.

— Какие бывают тексты? (Художественные и научные, а они в свою очередь делятся на рассказы, описания, рассуждения.)

— Что характерно для текста-рассказа? (В нем рассказывается о событиях, связанных между собой, о действиях героев. Его цель — рассказать, как это было.)

— Каковы особенности текста-описания? (Словесное создание образа: изображение предмета, существа, явления, помещения, местности, чувств.)

— А как мы строим рассуждения? (С помощью слов «я считаю», «по моему мнению», «я убежден», «во-первых», «во-вторых», «следовательно».)

VII. Домашнее задание.

Упражнение 25 (написать письмо своему другу или подруге, выразить в письме свои соображения о дружбе).

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов