Русский язык. 5 класс. Анализ текста. Практикум. Григорьева М.В., Назарова Т.Н

Русский язык. 5 класс. Анализ текста. Практикум. Григорьева М.В., Назарова Т.Н
5 (100%) 1 vote[s]

Предоставленный учебник полностью соответствует ФГОС. Книга содержит тексты-загадки развивающего характера по различным отраслям знаний. Работа с практикумом дает возможность в интересной форме проверить текст, повторив при этом орфографию, пунктуацию и другие разделы курса русского языка.

Русский язык. 5 класс. Анализ текста.  Формат: pdf

Русский язык. 5 класс. Анализ текста. Практикум. Григорьева М.В., Назарова Т.Н.

Виды предложений в целях высказывания

Цель: учебная — систематизировать знания учащихся о видах предложений по цели высказывания; совершенствовать навыки правильного интонирования предложений разных типов; развивающая — развивать навыки правильного употребления знаков препинания в конце предложений, финансовую грамотность; воспитательная — способствовать формированию любви к родному слову.

Оборудование: учебник, презентация, словари, справочная литература.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют различать предложения по цели высказывания, правильно интонировать, ставить соответствующие знаки препинания; стремятся развить предпринимательскую и финансовую грамотность, достичь успехов в учебе и жизни.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания

2. Выполнение упражнений

Ø Запишите загадки в два столбика: 1-й — двусоставные предложения, 2-й — односоставные. Определите грамматические основы предложений и укажите, какими частями речи они выражены. Отгадайте загадки.

1. Ходит полем с края в край, режет черный каравай. (Трактор.) 2. Два окошка имею, хорошо о них забочусь, оба близко себя, как зори на небе. (Око.) 3. Вечером умирает, утром оживает. (День.) 4. По соломе ходит, а не шелестит. (Тень.) 5. Без топора и палок ставит мост через реки. (Мороз.) 6. Семьсот соколят на одной подушке спят. (Подсолнечник.)

Перестройте предложение так, чтобы у них был один главный член предложения. Запишите их парами. Грамматическую основу подчеркните.

1. Полился дождь. 2. Пахла сыростью река. 3. Люди легко дышат. 4. Наступило настоящее лето. (1. Дождливо. 2. Пахнет сыростью реки. 3. Людям легко дышится. 4. Настоящее лето.)

II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— Не секрет, что юмор, оптимизм поддерживают, помогают людям преодолевать трудности. Поэтому важно иметь чувство юмора, как например, Витька — герой повести Валентина Чемериса. Об этом и том, как эмоции можно отразить языковыми средствами, поговорим на уроке.

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Повторение теоретического материала

Ø Вспомните, какими бывают предложения по цели высказывания.

1) Повествовательное предложение содержит информацию, сообщения о фактах, явлениях, событиях или ответ на поставленный вопрос. В конце повествовательного предложения ставят точку (или многоточие, если оно не закончено): Сегодня очень хороший день.

2) Вопросительное предложение выражает вопрос с помощью определенных слов (местоимений, наречий, частиц: кто, что, чей, ли, неужели, разве, где, когда, как, почему и другие) или интонации. В конце вопросительного предложения задают вопросительный знак: под каким кустом прячется заяц в дождь?

Внимание! Вопросительные предложения, не требующие ответа, называют риторическими: Кто сможет выпить Днепр? (М. Рыльский)

3) Побудительное предложение содержит в себе волеизъявления: приказ, совет, призыв, просьбу, побуждение. Побудительное предложение можно узнать по глаголами в повелительном наклонении: Петренко, иди к доске!

В конце побудительных предложений ставят точку, а если побуждение выражается в усилен-эмоциональной форме, с интонацией, то ставят восклицательный знак:

Вырастай, дитя, и помни:

Родина — то лучший край!

Физкульт-минутка

2. Выполнение упражнений

Прочитайте и отгадайте загадки, которые непосредственно касаются темы нашего урока.

Прочитайте отрывок из произведения «Витька + Галя, или Повесть о первой любви». Определите виды предложений в целях высказывания. Запишите, распределив на группы. 1-я группа — повествовательные; 2-я группа — вопросительные; 3-я группа — побудительные.

О чем этот текст? Какой стиль и тип речи использовал писатель?

Приведите примеры юмора из отрывка.

Какое значение имеет юмор в жизни человека?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

выполните задание, сделайте вывод. Перестройте предложение на побудительное и вопросительное. Прочитайте с соответствующим интонированием и логическим упором на разных словах.

Мы завтра едем классом на экскурсию.

[свернуть]

Похожие страницы