
Предоставленное пособие содержит теоретические сведения и задания по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Предусматривается системное повторение ранее изученных разделов. Тетрадь рассчитана на учеников, а также педагогов русского языка.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. Часть 2. Формат: pdf
Повторение сведений о тексте. Признаки текста
Тема. Повторение сведений о тексте. Признаки текста. (Упражнения 16-20).
Цели. Обобщить и систематизировать сведения о тексте как связный рассказ, повторить признаки текста.
Активизировать знания детей о опорные слова в тексте, тему и основную мысль.
Развивать умение использовать синонимы для избежания повторов в тексте.
Оборудование: диск, учебник, тетрадь, изображение цветов.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.
II. Проверка домашнего задания.
а) Учащиеся зачитывают пословицы: «Птицу узнают по перьям, а человека по языку». Объясняют, почему так говорят в народе.
б) Дети рассказывают, какое значение имеет язык в жизни народа; объясняют, что такое общение; определяют признаки культуры устной и письменной речи; приводят примеры старых и новых слов.
III. Изучение нового материала.
1. Чтение эпиграфа к уроку.
«Я поцелую мальву в щеку «(Лина Костенко).
— Подумайте, в прямом или переносном значении использует автор эти слова? (В переносном, это метафора.)
— В каких текстах используют метафоры в художественных или научных?
2. Выполнение упражнения 16, с. 11.
— Вспомним, по какому признаку добирают заголовок к произведению. (Заголовок передает то самое важное, что описано в тексте или на картине.)
— На с. 11 найдите правило и дополните свои ответы.
— Послушайте музыку Петра Чайковского «Вальс цветов». Прочитайте под эту музыку вполголоса стихотворение Владимира Сосюры.
— Какое настроение вызывают эти произведения?
— Доберите заголовок к стиху.
— Закройте глаза, представьте свой любимый цветок. Присмотритесь к ней. Что особенное в ее цвете, форме? Какой у нее «голос»? Какой характер? Какой музыкой можно его передать?
— Запишите в тетради: «мой любимый цветок… и напишите, какая она, не называя ее названия.
Работа в парах: ученики зачитывают друг другу составленные предложения и отгадывают названия цветков. (Для этой работы можно использовать материалы диска к упражнению 17).
3. Каллиграфическая минутка (по упражнением 18).
— Обратите внимание на составы. Какой элемент встречается в этих складах?
— Чем он отличается в буквах с и ц?
— Каким соединением можно совместить составы зу и ли?
— Из представленных слогов образуйте и запишите слова. Спишите эпиграф нашего урока.
4. Проработка нового материала (задания 19).
— Прочитайте рассказ. Можно сказать, что это текст? Докажите. (Учащиеся вспоминают признаки текста: предложения в тексте размещены последовательно и связанные между собой по смыслу и объединены общей темой.)
— Как определить тему текста? (Надо ответить на вопрос «О чем рассказывается в произведении?» — см. правило на с. 11.)
— Каждый текст имеет основную мысль. Как ее определить? (Надо ответить на вопрос «Чему учит произведение?».)
— К каким частям речи относятся эти слова?
— Подберите и запишите к тексту такой заголовок:
I вариант: который помогает понять, о чем рассказывается;
II вариант: который побуждает задуматься, чему учит произведение.
— Спишите ту часть рассказа, в которой описываются огненные краски.
V. Закрепление изученного материала.
1. Словарная работа.
— Запишите по памяти новые словарные слова.
— Постройте с ними текст из 3-4 предложений о цветах. (Например: «Теперь время цветения одуванчиков. Желтым океаном волнуется трава в парке. Пожалуйста, не срывайте цветов! До свидания, одуванчики!».)
VI. Итог урока.
— Попробуйте дать определение, что такое текст. (Текст — это несколько и больше предложений, которые размещены последовательно и связанные между собой по смыслу.)
— Как определить тему текста?
— Как определить основную мысль текста?
— Что передает заголовок?
VII. Домашнее задание.
1. Упражнение 20 (1, 2, 4).
2. Для тех, кто хочет знать больше: упражнение 20.3, упражнение 18.2.
Предложения интернет-магазинов