Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Аксенова Л.А.

Книга подготовлена для контроля теоретических знаний и правописных навыков учеников и может быть использована как на уроках, так и во время самостоятельной работы. Учебник поделен на разделы в строгом соответствии с разделами учебника. По каждой теме раздела в пособии содержатся проверочные работы разных видов и контрольные работы в форме диктантов и тестов. Учебник подготовлен ученикам и преподавателям, работающим по учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс», имеющему гриф Министерства образования и науки РФ и входящему в Федеральный перечень учебников.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.  Формат: pdf

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Аксенова Л.А.

Тема и основная мысль текста

Тема. Тема и основная мысль текста. (Упражнения 26-30).

Цели. Повторить с учениками понятие «тема» и «основное мнение текста». Практически определять тему и основную мысль текста.

Развивать творческие умения работать над текстом, подбирать заголовок.

Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: таблица «Тема и основная мысль текста», диск к учебнику, учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.

II. Проверка домашнего задания.

Работа в парах: дети зачитывают друг другу свои письма, выделяют в них самые важные слова, которые могут быть главной мыслью всего текста.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение эпиграфа к уроку.

«Все на свете слезы я вытер…» (Татьяна Майданович).

— Вы, наверное, заметили, что наши уроки, кроме грамматической, как правило, имеют еще одну тему, которая воспитывает душу. Какое качество души может иметь человек, который говорит такие слова из эпиграфа? (Отзывчивость, доброту.)

2. Чтение стихотворения Т. Майданович.

3. Проблемная ситуация (по упражнению 26).

— Прочитайте заголовки:

«Тысячелетий ветер»:

«Для чего ветровые тысячи рук?»

«Все на свете слезы я вытер…»

— Могут ли эти фразы быть разными вариантами заголовка к одному произведению?

Из заголовков помогает понять, о ком или о чем рассказывается в произведении?

Заголовок побуждает задуматься, чему учит произведение?

— Прослушайте стих и музыку, изображающую ветер (учитель включает запись на диске.) Как автор показала силу доброты человека в стихотворении?

4. Каллиграфическая минутка (по упражнениям 27, 28).

— Какие слова можно образовать из представленных составов? (Отзывчивость, равнодушие.)

— Что можно сказать о значении этих слов? (Это слова, противоположные по значению, — антонимы.)

— Обратите внимание — в этих словах пишется только 1 мягкий знак. Образуйте из этих слов прилагательные мужского и женского рода. (Отзывчивый, отзывчивый, равнодушный, равнодушная.)

— Запишите образованные группы слов.

— Прочитайте поговорки из упражнения 28. О ком так говорят?

— Спишите эти поговорки в тетрадь.

— Легко ли жить среди равнодушных людей?

— Можно ли от них получить помощь, сочувствие, совет, поддержку?

— Разделит ли такой человек твою радость, твое горе?

— Кто к вам всегда отзывчивый, внимательный, переживает за вас, радуется вашим успехам?

— Составьте и запишите предложение об этом человеке.

5. Проработка материала о тему и основную мысль текста (правило на с. 16).

— Вспомните, что такое тема текста. (В тексте о ком-то или о чем-то рассказывается, приходится какая-то мысль или что-то описывается. Это тема.)

— А что является основным мнением в тесте? (Текст создается с какой-то целью. Эта цель и является основным мнением.)

— Прочитайте правило на стр. 16 и узнайте, какие вопросы помогают понять основную мысль текста.

6. Выполнение упражнения на определение темы и основной мысли текста (упражнение 29, сек. 17).

— Рассмотрите рисунок и прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. (Радость девочки, желание делиться своей радостью. Равнодушие делает тебя одиноким. Безразличие ранит душу, оскорбляет.)

— Что же так обидело Катю? Почему она горько заплакала? Напишите об этом несколькими предложениями.

— Как иначе могли повестись дети? (Могли порадоваться вместе с девочкой: «Правда? Какая ты счастливая! Я радуюсь за тебя и за твоего папу!»)

V. Закрепление изученного материала.

1. Творческая работа в парах.

— Составьте и запишите 3-4 советы людям о том, как не быть равнодушным.

VI. Итог урока.

— Как определить тему текста?

— Как понять основную мысль текста?

VII. Домашнее задание.

1. Упражнение 30 (задание 1 и 2).

2. Для тех, кто хочет знать больше: упражнение 30.3.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов