Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. Малюшкин А.Б.

Предоставленное методическое пособие содержит различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана). Тесты пособия — готовый дидактический материал для проведения самостоятельной, коллективной классной и домашней работы. Проверены в практике обучения.

Рабочая тетрадь. 5 класс. Формат: pdf

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. Малюшкин А.Б.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Главное и зависимое слово в словосочетании (практически)

Цель: обучающая — учить школьников отличать словосочетание от слова, его формы, предложения; формировать обще-познавательные умение анализировать строение словосочетаний, находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, определять способ морфологического выражения; развивающая — развивать критическое и логическое мышление, творческие умения построения словосочетаний, умение выражать свои мысли и впечатления; воспитательная — способствовать формированию чувства уважения к людям науки, которые работают на благо человечества, гражданской ответственности за свои поступки.

Оборудование: учебник, художественно-публицистические тексты, презентация, иллюстрации к теме.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся отличают словосочетания от предложения, форм слова и других конструкций; умеют выделять главное и зависимые слова; имеют чувство гражданской ответственности за свои действия и поступки, за сохранение своей жизни и здоровья как величайших ценностей.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— Считают, что человек может прожить около 120 лет. Но, к сожалению, при нынешних условиях это невозможно. Человека атакуют всяческие болезни. Она часто вредит сама себе за плохие привычки, влияние плохой экологии, которую создает опять же через свою деятельность. Очень много зависит от иммунитета человека, то есть способности сопротивляться вредным воздействиям. О людях, которые разобрались в этом вопросе и выработали ценные рекомендации, мы и поговорим на уроке, работая с языковым материалом.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания. выполнение упражнения

2. Творческая работа

создайте словосочетание. Составьте с ними предложения.

Предотвратить, болезнь; ученый, исследовать; вместе, с, Мы; образ, жизнь; настроение, добрый; чередование, работа, с, отдых.

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Повторение теоретического материала по учебнику или презентацией

Виды словосочетаний. Способ выражения главного слова

Существительное (теплая встреча), прилагательное (благодарный учителю), числительное (два человека), местоименное (кто-то из одноклассников), глагольное (учиться математике), наречное (близко к школе).

2. Выполнение упражнений

Прочитайте образованные словосочетания. Укажите словосочетания нераспространенные и распространенные.

Сон рябой кобылы; веселая весна; приказ директора школы; далекие луга; ключ диких гусей; возвращаться из командировки; душистый запах хлеба; хорошо работать.

Прочитайте и отгадайте загадки. Из предложений выпишите несколько словосочетаний, в каждом определите главное и зависимое слова. Выясните в каждом словосочетании грамматическая связь между словами. Определите, какими частями речи выражено каждое словосочетание.

1) Летит орлица

по синему небу,

крылья раскрыла —

солнце закрыла. (Облако.)

2) Когда нет —

меня ждут,

когда приду —

Все убегают. (Дождь.)

4) расколешь лед — возьмешь серебро, расколешь серебро — возьмешь золото. (Яйцо.)

5) сидящий дед за подушками

И стреляет галушками. (Град.)

6) стоит Ива среди села,

Распустила ветки

В каждый двор. (Дорога.)

7) Стоит на дороге, всем мешает:

Кто идет, тот толкнет,

А с дороги никто не примет. (Двери.)

8) Круглое, как мяч, хвост имеет, а за него не подымешь ли ты. (Клубок ниток.)

Физкульт-минутка

3. Работа с текстом

Прочитайте текст, прокомментируйте его, выполните задания.

ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ — ОТЕЦ ТЕОРИИ ИММУНИТЕТА

Ученый, которого считают основателем эволюционной эмбриологии, микробиологии и иммунологии, родился на Харьковщине и является первым украинским лауреатом Нобелевской премии. Научную работу, в которой изложены основы механизма иммунитета, Мечников написал в то время, когда о явлении иммунитета мир даже не подозревал. Обнаруженные ученым клетки впоследствии назовут лейкоцитами. Имя Ильи Мечникова значится среди гениев, деятельность которых значительно улучшила жизнь всего человечества. Благодаря достижениям ученого удалось победить не только многие болезни, но и значительно продлить жизнь каждого человека, не ухудшая при этом его качество.

Выпишите из первого предложения все возможные словосочетания, охарактеризуйте их.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинение-миниатюру по теме «Идеальный врач» (или «Что значит здоровый образ жизни?»).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение «Займи позицию» (с обоснованием)

— Я думаю, что сохранение здоровья человека — не только его личное дело.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов