Диктанты по русскому языку. 6 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Селезнева Е.В.

Учебник содержит большой выбор диктантов по видам (выборочный, распределительный, творческий, словарный), содержанию (морфология, орфография, лексика и фразеология, словообразование, повторение и систематизация изученного) и уровню сложности. Книга предназначена для закрепления и отработки орфографических и пунктуационных навыков учеников, а также итогового контроля. Книга рассчитана на преподавателей-словесников, работающих по учебнику М.Т. Баранова и др.

Диктанты по русскому языку. 6 класс.  Формат: pdf

Диктанты по русскому языку. 6 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Селезнева Е.В.

Строение текста. (Упражнения 37-42).

Цели. Познакомить учеников со структурой Тектов-рассказов, описаний и рассуждений.

Развивать умение строить различные виды текстов.

Воспитывать интерес к слову, желание приумножать свой словарь.

Оборудование: изображения грибов; таблица «Как строят тексты?»; диск к учебнику, учебник, тетрадь, кисть, краски, палитра, стакан с водой для мытья кисти.

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

Поздравления, пожелания хорошего настроения. Высказывание детьми их ожиданий от урока.

II. Проверка домашнего задания.

а) Выставка книг.

б) ученики, выполнявшие упражнение 36, зачитывают усовершенствованные тексты, объясняют, какие они внесли правки и почему.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение эпиграфа к уроку.

Растут опята в тумане

среди сосенок и берез (Лина Костенко).

2. Проблемная ситуация.

— Прочитайте и отгадайте загадку от Николая Петренко.

Гречиха в поле, рожь в поле, а вот здесь в глуши вырастают зонты — хоть маленькие, но вкусные.

— Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о грибах. Какие слова помогли вам понять, что описываются грибы? К каким частям речи относятся эти слова?

— На с. 21 рассмотрите звуковую модель слова (упражнение 37.3). Найдите это слово в тексте загадки. (Вырастают.)

— А какие тексты можно составить о грибах? (Ученики выясняют, что это могут быть как тексты-описания, так и рассказы или рассуждения.)

3. Каллиграфическая минутка (по упражнением 38).

— Если из представленных составов вы образуете слово, то узнаете, какие грибы растут в березовых рощах.

— Представьте, как вы напишете это слово, и скажите, какие буквы будут соединены средними соединениями. (ИД, дб, бе, ре, рз, зо.)

— Запишите название грибов, правильно соединяя буквы.

— Запишите эпиграф нашего урока. Установите связь слов в этом предложении.

4. Проработка нового материала.

1) Работа с таблицей «Как строят тексты?».

— Вспомните, используя опорную таблицу, из каких частей состоит любой текст. (Из зачина, основной части и концовки.)

— Какие бывают тексты и влияет ли вид текста на формирование этих частей? (Рассказы, описания, рассуждения. Да, влияет.)

— Как коротко можно определить основу построения рассказа? (В ответ главное, что произошло.)

— А описания? (В описании главное-какой предмет или явление.)

— А рассуждения? (В рассуждении важно делать какие-то предположения, задавать вопросы.)

2) Выполнение упражнения 39.

— Прочитайте отрывок из сказки.

— Оставьте в нем только те высказывания, которые рассказывают о том, что произошло.

«Выткнулся из земли масленок.

— С днем рождения! — добро поздоровалась травка и раздвинула стебельки, место уступила.

А ветка осины обронила несколько листочков».

— Сравните с данными таблицы, соответствует образованный текст частям рассказа.

— А теперь оставьте лишь ту часть, в которой изображается гриб. «Маслючок. Ножка толстенькая. Коричневая шляпка на уши надвинут. Чтобы никто не нашел».

— Сравните с данными таблицы: соответствует ли образованный текст частям описания?

3) Словарная работа.

Коричневый — коричневый, который получается при смешивании зеленого и красного красителей, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного. При этом получаются существенно разные оттенки коричневого цвета.

— Возьмите краски и добавьте коричневый цвет различными способами.

4) построение соображений (продолжение работы с упражнением 39).

— Попробуйте, пользуясь таблицей и отрывком из сказки, построить рассуждения: «В маслючка необычный день. Почему? У него сегодня день рождения. Его поздравили травка и осина. Или не так?».

— Запишите один из созданных текстов (по выбору).

V. Закрепление изученного материала.

1. Развитие умения строить различные виды текстов (по упражнению 40).

— Прочитайте текст.

— Найдите слова, описывающие грибной ручеек.

— Рассмотрите три вопроса:

И в. Какое удивление можно увидеть в горах в грибную пору?

II. Как образуются грибные ручейки в горах?

III. Почему грибные места в горах называют грибными ручейками?

— Какой тип текста — повествование, описание или рассуждение — нужно использовать, чтобы ответить на каждый из этих вопросов? Докажите свое мнение.

— Дайте письменный ответ на вопрос (по вариантам).

Проверка.

3. Словарная работа.

VI. Итог урока.

— Из каких частей состоит любой текст?

— Как строится рассказ? Описание? Рассуждения?

VII. Домашнее задание.

1. Упражнение 42.3.

2. Для тех, кто хочет знать больше: упражнение 42.2.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов