Тесты по русскому языку без выбора ответа. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской

Тестовые задания к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников, содержат задания по всем темам курса русского языка 5 класса. В пособии предусмотрена система заданий, помогающая освоить не только новый материал, но и повторять пройденный, что способствует выработке устойчивых навыков грамотного письма и речи.

Тесты по русскому языку. 5 класс.  Формат: pdf

Тесты по русскому языку без выбора ответа. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской

Омонимы

Цель: учебная — ознакомить учащихся с понятием «омонимы», их разновидностями; учить отличать их от многозначных слов; развивающая — развивать логическое мышление, связную речь, умение пользоваться словарем омонимов; воспитательная — способствовать формированию культуры речи, толерантности, бережного отношения к языковому богатству.

Оборудование: учебник, словарь омонимов.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты: ученики знают, что такое омонимы, определяют их лексическое значение; умеют использовать их в своих творческих работах; гордятся родным языком, сознавая ее красоту и богатство.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прочитайте предложение.

1. Если есть у тебя мать, будешь все на свете иметь. 2. Если сошел на берег ты, то надо землю беречь. 3. Зима бывает раз в год, ее я суровым нарек. 4. Я тащил на гору телегу, а сверху меня он вез. 5. В садике рос Ирис, а на поле-мак и рис (за и. Сечевиком).

Учитель. Вы обратили внимание, что в предложениях встречаются одинаковые слова, но они имеют разное значение. Это и есть омонимы, о которых речь пойдет сегодня на уроке. На основе такого языкового явления можно построить интересные афористические высказывания и каламбуры. Каламбур — шутка, в основе которого — использование разных значений какого-то одного слова или нескольких разных слов, похожих по звучанию; игра слов. А еще можно создать юмористическое или сатирическое произведение.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Опираясь на свои впечатления от стихов, расскажите о роли антонимов в речи.

2. Проверка домашнего задания. Чтение составленных произведений-миниатюр логически объединенных слов: юркий, визовый, заезд, сгоряча, человечность, расточать и их антонимов

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Ознакомление с омонимами. выполнение упражнений

Прочитайте предложение, найдите и выпишите из них омонимы, объясните их значение.

1. Расплелась густая коса вплоть до пояса. Косы, коса, пока роса (народное творчество). 2. Крепко стукнул дверью, проверил замок (В. Собко). 3. На самой вершине горы стоят руины древнего замка (А. Гончар).

определите в поданных парах словосочетаний многозначные слова и омонимы.

Ключ от дверей — горный ключ; сладкая жизнь — сладкая кофе; старинный лук — массивы зеленых лугов; золотой человек — золотые серьги; пропустить поезд — пропустить букву; внимательная мать — иметь хороший голос; недавно мыла руки — купила мыла; ледяная горка — горькая трава; боевой порядок — порядок дня; волчий след — волчий аппетит; виднеется старый замок — испорченный замок; деревянный стол — диетический стол.

2. Выводы

Сделайте выводы о том, чем отличаются омонимы от многозначных слов.

(Многозначные слова имеют нечто общее между собой, похоже, например, «крыло у птицы», «крыло коридора», «крыло самолета» — похожая форма. Омонимы не имеют общего значения, хотя, возможно, нечто подобное и было. Например, «кран водопроводный», «кран подъемный», «батарея отопления», «батарея» — военная техника. Уточнить, многозначное слово или омоним, можно с толковым словарем: многозначные слова подаются в одной словарной статье в подпунктах, омонимы — в разных статьях.)

3. Литературная игра «Отгадай»

О чем идет речь?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить словарик омонимов (5-10 слов) или выполнить упражнение из учебника (по выбору учителя).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Беседа

получили ли вы сегодня новый опыт? Какой именно?

Что нового вы узнали на уроке?

О чем вы хотели бы узнать больше?

Какие мысли, чувства вызвала у вас эта работа?

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов