Скорая помощь по русскому языку. 5 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Янченко

Рабочая тетрадь по русскому языку входит в состав УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Тетрадь содержит дифференцированные задания по всем разделам курса 5 класса и подготовлена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.

Рабочая тетрадь. Часть 1. Формат: pdf

Скорая помощь по русскому языку. 5 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Янченко

СТРОЕНИЕ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ
Неизменные и переменные слова

Цель: обучающая — помочь учащимся усвоить понятие об изменяемые и неизменяемые слова; научить правильно их использовать; развивающая — развивать навыки правильного использования неизменяемых слов в письменной и устной речи; обогащать словарный запас; расширять их кругозор; воспитательная — способствовать формированию стремления к самообразованию, осознание важности совершенствования собственной речи, любознательности.

Оборудование: учебник, таблицы, иллюстрации, презентации к теме.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно записывают слова с изученными орфограммами в значимых частях; находят и исправляют орфографические ошибки на изученные правила; делают выводы о важности совершенствования собственной речи, в частности обогащения словарного запаса различными по строению словам.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания: чтение и обсуждение написанных учениками сочинений-миниатюр

2. Разбор по строению слов первого предложения

II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— Язык-будто живой организм. Некоторые слова в ней «стареют», выходят из употребления, появляются новые через развитие науки и техники. Многие слова приходят к нам с других языков. Со временем к этим словам привыкают, их приспосабливают к фонетике и орфографии нашего языка. Например, раньше слово «пальто» не менялось, теперь меняется, можно сказать: «нет пальта», «накрылся пальто». Но «метро», «такси», «пюре», «жюри», «кино» и другие остаются неизменными. Неизменными являются также наречия и служебные части речи — частицы, союзы, предлоги, некоторые особые формы глагола и междометия. Об этом и пойдет речь на уроке.

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Работа с учебником, проработка теоретического материала, выполнение упражнений (по выбору учителя)

2. Выполнение упражнений для наблюдения и тренировки

1) Литературная игра «Третий лишний»

Определите «лишнее» слово и объясните свой выбор.

А старательно, радостный, впервые

Б шоссе, весна, ветер

В метро, солнце, спокойной ночи

Г воздуха, быстро, определенно

2) задачи на логику

составьте с каждой цепочкой поданных выше слов предложения (или мини-повествования), логически объединив слова (устно или письменно).

Например. Дима старательно выводил буквы. Настроение у него было радостным — впервые это получилось у него красиво, опрятно.

3) Работа с орфограммой

Спишите слова. Определите, где это возможно, окончание, прокомментируйте выбор.

Много, вдоль, мороженое, вчера, спасибо, только, урока, газета, вокруг, стол, дорога, тихо.

Физкультминутка

4) ПФ Работа с текстом

Прочитайте текст. Найдите в нем неизменные слова.

Уровень жизни людей часто определяют по стоимости так называемой «потребительской корзины». Потребительская корзина — набор товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Используют для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного), учитывая стоимость потребительской корзины в существующих ценах. На основе данных по потребительской корзине рассчитывают такие показатели, как минимальную зарплату и минимальные пенсии. Понятие потребительской корзины существует во многих странах мира. Однако эти «корзины» имеют определенные национальные особенности: потребительская корзина американца насчитывает 300 продуктов и услуг, француза — 250, англичанина — 350, немца — 475.

Назовите топ-10 продуктов, которые вы положили бы в своей потребительской корзины. Укажите их цены.
Еще один показатель, по которому сравнивают уровень жизни в разных местностях Украины, — это стоимость любимого украинского блюда — борща. Назовите продукты, которые нужны для приготовления борща, их стоимость в расчете на одного человека.

Что еще, по вашему мнению, нужно отнести к стоимости борща? Как это вычислить? (Стоимость приготовления. Надо определить время, необходимое человеку для приготовления блюда. Затем определить ее стоимость рабочего часа: поделить месячную зарплату на количество рабочих часов и умножить стоимость часа на потраченное время.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить словарик самых распространенных неизменных слов-существительных (10-20), запомнить их написание.

Обсудить вместе с родителями или родственниками потребительскую корзину своей семьи (товары и услуги за месяц). Подумать, на чем можно сэкономить без ущерба для себя. Написать об этом, используя неизменные слова.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Что для вас было интересным, новым на уроке?

Какой вывод можно сделать о соотношения переменных и неизменных слов в нашем языке за выполненными упражнениями, собственными наблюдениями? Объясните причину.

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов