Русский язык. 5 класс. Часть 1. Мурина

Учебник для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.

Русский язык. 5 класс. Часть 1.  Формат: pdf

Русский язык. 5 класс. Часть 1. Мурина

Орфоэпический словарь и словарь ударений

Цель: учебная — закрепить у учащихся понятие об ударении; усвоить во время выполнения практических заданий правильное подчеркивание слов; развивающая — развивать навыки пользования орфографическим словарем и словарем ударений; воспитательная — способствовать формированию стремления к самообразованию и самосовершенствованию, эстетических вкусов.

Оборудование: орфоэпический словарь и словарь ударений, картинки-иллюстрации, видео-презентации.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ожидаемые результаты: учащиеся практически усваивают ударения в словах; правильно их произносят; различают слова-омонимы, связанные с ударением; осознают роль правильного, грамотного речи; развивают под влиянием изобразительного искусства эстетические вкусы.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Объявления темы и цели урока. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обращение учителя к ученикам

— Словари — это богатейший клад. Привычка пользоваться словарями, справочниками очень полезная, помогает избегать многих ошибок, расширяет кругозор. Те люди, которые выигрывают в различных интеллектуальных конкурсах, уверяют, что они охотно читают энциклопедические словари как художественные книги. Итак, сегодня наш урок — о словари.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания

2. Работа с иллюстрациями

Рассмотрите пары картинок-иллюстраций, назовите их, скажите, что эти слова-названия объединяет, а что разнит.

Как называется в языке это явление? (Омонимия.)

Выводы

Перепишите слова, поделив их на все возможные слоги для переноса.

Брожу, сажаю, кукуруза, гаек, паек, война, байка, галка, толпа, юбиляр, ясный, ель, аптека, ежедневный, туманный, часы, Мария, Юля, позвонить, чрезвычайный, отличия, двор, Яша.

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Выполнение упражнений

Ø Запишите слова, поставив в них ударение.

Костер, алфавит, олень, азбука, одиннадцать, ноябрь, изморозь, ошибка, сегодня, Ива, проверка, знания, обруч, душистый, целебный, много, подножия.

Ø Распределите слова в четыре столбика: 1 — с ударением на первом слоге; 2 — на втором, 3 — на третьем, 4 — на четвертом.

Победа, земля, удобный, стадион, чемпионат, миллион, одиннадцать, четырнадцать, новый, старый, тонкий, учебный, половина, украинский, защитник, семья, чувства, чтение, желание сочувствовать, тяжелый, ожидания, удивительный, большая, неосторожно, снежный, перышко, молния, беспокойство.

Физкультминутка

2. Ознакомление со словарем ударений и орфоэпическим словарем

Что между ними общего, а что различно?

В каком еще словаре можно проверить ударение? (В орфографическом.)

3. Выполнение упражнений

Запишите слова и обозначьте ударения в словах, которые часто произносят неправильно подчеркивая состав.

Запишите предложение, проверьте ударения в выделенных словах с помощью словаря ударений.

(Среди выделенных слов двойной ударение имеют следующие: ошибка, безразлично.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить словарик из 10-15 слов, в которых непривычный для вас ударение (часто допускаете ошибки).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение » Термометр»

(На доске изображен термометр. Ученики исходя обозначают черточкой уровень удовольствия, полученного на уроке.)

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов