Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В. и др.

Предоставленное пособие содержит систему разноуровневых упражнений, тестовых заданий в формате ГИА, дополняющих практическую часть переработанного в соответствии с ФГОС основного общего образования учебника «Русский язык. 5 класс. В 2-ух частях» Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Пособие соотносится с реализуемой во многих учебниках программой обучения русскому языку и поможет преподавателю в осуществлении принципов личностно ориентированного обучения.

Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы.  Формат: pdf

Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В. и др.

Практическая работа со словарями антонимов, синонимов, омонимов, паронимов

Цель: обучающая — углубить и систематизировать знания учащихся о синонимы, антонимы, омонимы; научить предотвращать лексических ошибок; актуализировать знания о здоровье и способах его сохранения; развивающая — развивать творческие способности, логику, наблюдательность, культуру речи, навыки работы со словарями различных видов, навыки использования знаний на практике, в реальной жизни; воспитательная — способствовать формированию критического отношения к собственной речи, осознанию необходимости использования языковых словарей, стремлению к здоровому образу жизни.

Оборудование: словари различных видов, карты синего и белого цветов для игры.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

Ожидаемые результаты: ученики умеют пользоваться словарями различных видов, определять лексические значения слов, подбирать синонимичные ряды и находить антонимы; различают омонимы правильно их употребляют; критически относятся к собственной речи; осознают необходимость использования языковых словарей; знают основные способы сохранения здоровья, стремятся к здоровому образу жизни.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания: чтение учащимися предложений или произведений с омонимами, комментирование учителя

2. Лингвистическая игра «Правильно — неправильно»

Правила игры. У учеников на партах — сигнальные карточки синего и белого цветов. Учитель читает утверждение, учащиеся поднимают синюю карточку, если считают его правильным, белую — если неправильным.

(Учитель самостоятельно добирает утверждения для игры.)

II. ОБЪЯВЛЕНИЯ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

обращения учителя к ученикам. Беседа

Как вы считаете, от чего зависит здоровье человека? (Ответы учащихся.)

На какой фактор может повлиять каждый из нас? (Ответы учащихся.)

— Итак, сегодня будем говорить именно о здоровом образе жизни.

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Словарная работа

подберите к слову здоровье антоним. (Болезнь.)

Что такое образ жизни? (Это — совокупность привычек человека.)

В мифах Древней Греции упоминается Гигия — богиня здоровья. От ее имени происходит слово, которым называется наука о здоровье, его сохранение и укрепление. Назовите это слово. (Гигиена.)

Определите по словарю, что такое гигиена.

2. Работа с текстом

Прочитайте внимательно о принципах здорового образа жизни. Какие слова вам непонятны? Найдите их значение по словарю.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Оптимальный двигательный режим. Соблюдение режима дня. Положительные эмоции. Нравственное и духовное развитие. Формирование, развитие волевых качеств. Интеллектуальное развитие. Личная гигиена. Рациональное питание.

(Ученики должны, воспользовавшись словарем, объяснить слова: принцип, оптимальный, режим, эмоции, моральный, духовный.)

До каких слов из текста «Принципы здорового образа жизни» можно подобрать антонимы? Назовите, подобрав их с помощью словаря.

Какие слова в тексте имеют синонимы?

Имейте в виду, в языке есть так называемые абсолютные синонимы. Они тождественны по значению. Например: возраст-век-столетие, база-основа-фундамент-подоплека, вертолет-Вертолет, фотография-Фотография.

подберите синонимы к поданным словам, воспользовавшись соответствующим словарем.

Оптимальный режим, положительные формирования, рациональное.

3. Углубление знаний об омонимах виды омонимов

Омонимы — слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению: лава — вид мебели для сидения; лава — боевой порядок; лава — расплавленная масса, вытекающая из вулкана.

Грибы — существительное, множественное число.

Греби — глагол.

Звучат одинаково, но пишутся по-разному

Колокола — существительное, множественное число.

Колокола — глагол. Пишутся одинаково, но звучат по-разному.

Виз — существительное, единственное число, чел. род.

Виз — глагол, мин. время, чел. род.

Звучат, пишутся одинаково, но означают формы разных слов

Прокомментируйте омонимы . К какой группе омонимов относятся?

Из воды — своды, и где я — идея, в том — усталость, дети — дети, цель — цель.

составьте произведение-миниатюру, используя омонимы, о здоровом (или нездоровом) образе жизни.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить программу действий для соблюдения здорового образа жизни.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение»

с урока я сделал (- а) такой вывод:… .

Больше всего меня поразил факт … .

С помощью словарей я … .

[свернуть]

Похожие страницы

Предложения интернет-магазинов